Приветствую Вас Гость
Суббота
20.04.2024
08:41

Сонное Царство

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Мифы и Легенды Народов Мира » Азия и Восток » Мифы и эпос Месопотамии (Мифы и эпос Месопотамии)
Мифы и эпос Месопотамии
ШаманычДата: Среда, 13.05.2009, 14:35 | Сообщение # 1
Нагваль нах
Группа: Администраторы
Сообщений: 1986
Статус: Offline
Мифы и эпос Месопотамии

Космогонический миф и верховные боги шумеров.

Согласно шумерскому варианту космогонического мифа, первичной стихией мира являлся водный хаос, кишевший чудовищами. В его недрах зародилась твердь в виде огромной горы, вершиной которой был бог неба Ан (Ану), изображаемый с рогатой тиарой на голове. Плоское дискообразное основание же тверди мыслилось богиней земли Ки.

У неба и земли стали рождаться дети-боги, важнейшим из которых является Энлиль (аккадский Эллиль) – "господин", бог воздуха. Он разделил небо и землю и стал фактическим верховным божеством Шумера и Аккада (Ану представляли находящимся очень далеко и мало вмешивающимся в дела мира). Детьми Энлиля были Нанна (Син) – бог луны, Уту (Шамаш) – бог солнца, Нинурта/Нингирсу – бог войны, Нергал – подземное божество, обладающее губительными функциями.

Занимая верховное место в пантеоне, Энлиль, тем не менее, зависел от совета нескольких великих богов. Однажды, он увидел купающуюся юную Нинлиль и овладел ею. За это общим решением он был изгнан в преисподнюю. Но Нинлиль, которая в чреве своем уже носила ребенка – Нанну, последовала за Энлилем. Существовало незыблемое правило, согласно которому всякий, кто попадал в "страну без возврата", если и покидал ее, то обязан был оставить кого-то вместо себя. И тогда Энлиль, поочередно принимая обличье трех стражей подземного царства: "стража ворот", "человека подземной реки" и "перевозчика", соединяется с пробивающейся к нему Нинлиль. Они порождают трех подземных богов, которым суждено остаться в загробном мире вместо родителей и старшего брата.

Третьим после Ану и Энлиля великим богом был Энки (Эа в аккадской мифологии) – хозяин подземных вод, бог мудрости, хранитель табличек-ме. Его символом был крылатый рыбокозел, спутником – человеко-рыба Кулулу.

Шумерский миф о сотворении человека.

Энлиль, Энки,Син, Уту, Нинурта, Нергал и некоторые другие считаются космическими богами – игигами. Божества менее высокого ранга, земные ануннаки призваны были тяжко трудиться, копая каналы и нося землю. Они сильно роптали и Энки, вместе с богиней Нинмах решают создать людей, дабы переложить на них тяжесть труда. Энки и Нинмах вылепили три человеческие пары, определили им судьбу и устроили пир. На пиру боги творцы сильно захмелели. Нинмах опять берет глину и делает из нее шесть уродов, а Энки "дает им вкусить хлеба" и определяет судьбы. Так появились предпосылки для социального и интеллектуального размежевания уже среди людей. Энки дает людям плуг, мотыгу, форму для кирпича.

Шумерский миф о потерянном рае.

На блаженом острове Тильмун, орошенном также с помощью Энки, богиня Нинхурсаг (отождествляемая с Нинмах) выращивает восемь чудесных растений – своих дочерей. Энки съедает эти растения, после чего болезнь поражает восемь органов его тела. Нинхурсаг проклинает Энки и покидает остров, Мир начинает гибнуть.

Возвращенная на остров с помощью лисы, Нинхурсаг вновь создает восемь богинь, каждая из которых символизирует заболевшую часть тела Энки (ребро, челюсть, зуб…) и исцеляет больного.

Вавилонский миф о борьбе богов.

Апсу – в аккадской мифологии персонификация водного океана и его супруга – исполинское чудовище Тиамат породили старших и младших богов. Но веселье молодых могучих игигов раздражало Апсу. Он, вместе со своим советником Мумму, решает погубить богов.

Всеведущий Эа, однако, узнав о страшном замысле, усыпил Апсу и убил его. Над убитым он возвел жилище, создав там прекрасного сына по имени Мардук.

Тем временем, согласно мифу, Тиамат, желая отомстить за умерщвленного супруга, собирает войско из одиннадцати чудовищ (драконы, львы, многоголовые овцы и т.д.). Монстра Кингу она делает своим супругом, вручив ему скрижали судеб. Игиги боятся вступить в сражение. Тогда Мардук демонстрирует свое могущество, зажигая и гася звезды. Он обещает победить Тиамат, и с этим условием боги даруют ему верховную власть.

Во время схватки Тиамат раскрывает огромную пасть, но Мардук насылает ветры, которые проникают в утробу чудовища. Тиамат "теряет управление", молодой бог пронзает ее стрелой и убивает. Затем берет в плен Кингу и расправляется с войском чудовищ (одно из которых, огненно красный дракон Мушхуш, сочетающий в своем облике черты змеи, орла, льва и скорпиона, становится символом и спутником бога).

После победы наступает пора мироустроения. Тиамат Мардук рассекает надвое, делая из верхней части небо (заперев ее на засов – дабы влага не лилась беспрепятственно вниз) а из нижней землю. Кингу он убивает и, смешав его кровь с глиной, творит людей. Наконец, Мардук создает небесный Вавилон с храмом Эсагила и устанавливает на небе свой лук


Нас забудут не раньше чем в среду к утру)
 
ШаманычДата: Среда, 13.05.2009, 14:36 | Сообщение # 2
Нагваль нах
Группа: Администраторы
Сообщений: 1986
Статус: Offline
Шумерский миф о Всемирном потопе.

Великого бога Энлиля все время раздражает шум, устраиваемый людьми. Чтобы истребить человечество, он насылает эпидемии. Мудрец Атрахасис по совету Энки обращается с молитвой и жертвами к Намтару (отвечающему за сферу болезней). Жертвы возымели действие "страна разрослась, расплодились люди". И вновь недовольный Энлиль насылает засуху и голод. Энки советует людям принести жертвы богу дождя и бури Ададу и страна вновь избавляется от гибели. Тогда Энлиль решает устроить всемирный потоп.

Энки приказывает Атрахасиссу построить большой корабль и взять на него свою семью, животных и растения.

Потоп длился семь дней и ночей. Атрахасис с семьей пережил его и, в награду, получил вечную жизнь.

Шумерские мифы о Подземном царстве.

Когда возникла необходимость возглавить подземное царство, туда была отправлена Эрешкигаль, потому что больше никто из верхних богов не хотел туда идти (представления о загробном мире в мифологии Месопотамии были весьма печальны, души там "одетые одеждою крыльев" едят глину и пьют нечистоты). Эрешкигаль стала царицей ануннаков, "Хозяйкой далекой земли".

Как-то раз, игиги устроили пир. Хозяйка далекой земли отправила к ним своего слугу Намтара за причитающейся ей долей. При появлении посланца встали все боги, кроме Нергала (две львиные головы, дубинка и секира). Узнав о случившемся, разгневанная Эрешкигаль требует выдать ей виновного. В противном случае она угрожает выпустить на волю мертвецов.

Игиги велят Нергалу спуститься в преисподнюю. Нергал подходит к Эрешкигаль, хватает ее за волосы и стаскивает с трона. Перепуганная богиня предлагает ему себя в супруги и обещает власть над подземным царством. Нергал соглашается.

Сестра Эрешкигаль, богиня Инанна решила также спуститься в "страну, из которой нет возврата". Эрешкигаль, опасаясь за верность супруга, который мог не устоять перед красавицей, решает ее погубить. Перед каждыми из семи ворот Инанну встречает привратник, и отбирает в качестве платы за проход один из предметов одежды (и одновременно элементов магического оберега). Инанна предстает перед Эрешкигаль обнаженная и беззащитная. Та устремляет на нее "взгляд смерти", превращает в труп и подвешивает на крюк.

Верный слуга Инанны обращается к ее отцу Энлилю и брату Нанне, но те отказывают в помощи. Лишь бог Энки решает вмешаться. Он зачерпывает глины и создает двух забавных уродцев, кургара и галатура, которые проникают в преисподнюю и оживляют Инанну. Однако ануннаки требуют, чтобы вместо богини под землей остался кто-то другой.

В сопровождении демонов галла, Инанна поднимается на землю, но никто из ее родных не соглашается принести себя в жертву. В городе Кулаб она видит своего мужа Думузи, бога-пастуха, сидящего на троне и окруженного красивыми девами. В гневе Инанна устремляет на него взгляд смерти и отдает демонам.

Согласно мифу, сестра Думузи Гештинанна ("Виноградная лоза небес") решает пожертвовать собой ради брата. Но Инанна выносит решение: "Полгода ты, полгода твоя сестра". (В аккадском варианте Иштар, напротив, спускается в подземный мир, дабы освободить своего мужа Думузи.

Месопотамские мифы о табличках ме.

Инанна, желая облагодетельствовать свой город Урук, решает добыть таблицы мудрости ме, хранителем коих является Энки. Она поит Энки допьяна и, выманив у него позволение взять все, что ей хочется, погружает ме в ладью и отплывает.

Протрезвевший Энки посылает в погоню демонов водной стихии со своим советником Исимудом. Но Инанне удается доставить ме в Урук и они оказываются потерянными для Энки навсегда.

В аккадском мифе говорится, что когда Эллиль умываясь, снял свои инсигнии, львиноголовый орел Анзу украл их, вместе с таблицами судеб ме, чтобы стать могущественнее всех богов.

В погоню за ним отправляется бог войны Нингирса верхом на ветре. Он настигает Анзу и ранит птицу стрелой. Но, при помощи таблиц ме, орел вылечивает рану. Только после третьей попытки Нингирса победил Анзу, который отныне становится его помощником и символом.

Позднее Нингирса/Нинурта победил чудовищ: злого демона Асага, семиголовую гидру, шестиголовую овцу, семиглавого льва, доброго дракона и "льва – ужаса богов".


Нас забудут не раньше чем в среду к утру)
 
ШаманычДата: Среда, 13.05.2009, 14:36 | Сообщение # 3
Нагваль нах
Группа: Администраторы
Сообщений: 1986
Статус: Offline
Миф об Адапе (аккадский.).

Адапа – рыбак и мудрец поломал крылья Южному ветру, когда тот напал на него. Ветер пожаловался Ану и верховный бог призвал Адапу для разбирательства. Эа дал мудрецу совет облачиться в траур и ничего не есть у небесного бога.

Встретив на небесах Думмузи и Гишзиду, Адапа сказал, что одел траур ради них. Растроганные боги заступились за него перед Ану. Небесный бог предложил Адапе пищу и воду жизни, Тот, наученный Эа и полагавший, что это смерть, отказался. Так Адапа остался смертным и вернулся на землю

Аккадские мифы о Гильгамеше.

Люди Урука жалуются богам на их своенравного владыку, могучего Гильгамеша, заставляющего граждан работать на строительстве городских стен и отбирающего у них женщин.

Боги создают дикого человека Энкиду, способного противостоять герою.

Энкиду сперва живет в степи со зверями, спасая и от охотников. Гильгамеша посещает видение, обещающее ему друга. Узнав об Энкиду, правитель Урука посылает к тому блудницу Шамхат. Гильгамеш надеется, что если ей удастся соблазнить дикого человека, звери его покинут. Блудница приводит Энкиду в Урук, где происходит его поединок с Гильгамешем. Но ни один не может одолеть другого, и это делает их друзьями.

Гильгамеш и Энкиду совершают поход в Ливан. Там они встречают чудовище Хумбабу, окруженное семью магическими оболочками. Но герои рубят кедры, и с каждым ударом топора чудовище лишается своих оболочек и, в конце концов, погибает. Гильгамеш и Энкиду возвращаются с победой.

Иштар предлагает царю Урука свою любовь, но тот гневно отвергает богиню, напоминая о погубленных ею любовниках и мужьях (одного из которых, садовника Ишуланну она превратила в паука).

Возможно, справедливо истолкование этого мифа Томасом Манном в романе "Иосиф и его братья". Манн полагает, что прямые домогательства Иштар Гильгамеш расценил как оскорбление его мужественности (ролевая инверсия).

Оскорбленная Иштар насылает на Урук чудовищного быка, от дыхания которого раскалывается земля (триста мужей упали в яму). Однако Гильгамеш вместе с Энкиду убивают быка.

Ночью царю Урука опять снится вещий сон. Он видит совет богов, где Иштар требует его смерти. Но Шамаш, бог солнца, защищает героя. Тогда боги решают покарать Энкиду.

Энкиду тяжело заболевает и умирает. Потрясенный смертью друга, Гильгамеш решает найти бессмертие и отправляется странствовать. Он проходит сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, сражает львов, встречает супружескую пару людей-скорпионов (стражей), посещает чудесный сад и переправляется на ладье через воды смерти на остров блаженных, где живут Ут-Напишти и его жена – единственные люди, которым было дано бессмертие (возможно, Ут-Напишти и Атрахасис – одно и то же лицо). Мудрец рассказывает Гильгамешу о потопе и о том, как проходил совет богов, присудивший ему вечную жизнь. Но ради царя Урука совет богов второй раз не соберется.

Жалей героя, жена Ут-Напишти уговаривает супруга открыть тайну цветка вечной молодости. К несчастью, на обратном пути, когда Гильгамеш купался, цветок похитила змея, и сразу же сбросив кожу, помолодела.

Вернувшись в родной Урук, герой увидел, как вокруг города вырастают возводимые по его приказу стены. Гильгамеш осознал, что бессмертие человека – в делах его.


Нас забудут не раньше чем в среду к утру)
 
Форум » Мифы и Легенды Народов Мира » Азия и Восток » Мифы и эпос Месопотамии (Мифы и эпос Месопотамии)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Рейтинг@Mail.ru