Приветствую Вас Гость
Пятница
29.03.2024
03:22

Сонное Царство

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общий раздел » Русская Цивилизация » Дикое поле (Насколько оно было диким?)
Дикое поле
ШаманычДата: Пятница, 15.03.2013, 12:11 | Сообщение # 1
Нагваль нах
Группа: Администраторы
Сообщений: 1986
Статус: Offline
Краеведение. Червленый яр

425-й годовщине со дня основания г.Воронежа посвящается (ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало – в N47)

А.А.Шенников в своей работе "Червленый яр" считает, что Червленый яр появился на исторической сцене в конце VIII века. Здесь жили и русские, и татарские общины.

"Известные по археологическим данным поселения славян-северян (роменско-боршевская археологическая культура) в районе устья Воронежа, располагавшиеся по правым берегам Дона и нижнего течения Воронежа, существовали в VIII-IX веках, но затем, по-видимому, исчезли (вероятно, славян вытеснили печенеги, проходившие через этот район в ходе их переселения из Азии в Причерноморье). Новое появление здесь славян следует датировать, видимо, XII веком - это были те носители черниговской топонимии, которые тогда же появились и в районе Карасу, переименованного ими в Елец".

Название "Червленый яр", считает А.А.Шенников, произошло по красному глинистому обрыву холма, на котором располагалось славянское городище. И делает вывод:

"Итак, на хоперско-донском междуречье в золотоордынскую эпоху существовало сложившееся, по-видимому, еще раньше, при половцах, объединение татарских (бывших половецких), восточнославянских и, вероятно, также мордовских территориальных общин, получивших общее название Червленый яр. Его хозяйственной основой было обоюдовыгодное сотрудничество… На этой хозяйственной основе выросло своеобразное общество без феодалов с военно-демократическим общинным управлением, подобное будущим казачьим обществам".

Таким образом, "городки Червленого яра" впоследствии стали казачьими станицами. Именно здесь по Дону, Воронежу, Хопру, Битюгу, Икорцу, Медведице и селились донские казаки, а по соседству находились "юрты" - "кибитки" "вежи половецкие" татар, булгар, печенегов, половцев, крепости хазарские, в русских летописях "поганых", исповедующих другую, чуждую им веру.

На деле выходило, что "городки" Червленого яра жили "сами по себе", не подчиняясь ни Руси, ни Орде. Феодалов, помещиков, "боляр" в Червленом яре фактически не было. До падения Золотой Орды население Червленого яра сотрудничало с ордынцами - общерусскими врагами. Отношение русских князей к жителям Червленого яра несложно себе представить. "Донская вольница", "Дикое поле" и пр.


Татарский воин.

Какие же пределы занимал тогдашний "Червленый яр"?

Вадим Кожинов в своей работе "История Руси и русского слова" полагает, что "речь идет об издавна заселенном выходцами из основной Руси пространстве между реками Воронежом и Хопром, а если мерить с севера на юг - от реки Цны до нынешней станицы Вешенской на Среднем Дону (ныне это пространство входит своими отдельными частями в Липецкую, Тамбовскую, Воронежскую, Волгоградскую и Ростовскую области).

Давно установлено, что восточнославянские - главным образом северянские - поселения имелись здесь еще в VIII-IX веках, но гораздо менее известно, что никак не позже XII века (а вернее, даже еще ранее - вскоре после гибели Хазарского каганата, в конце Х века) сюда снова явились русские переселенцы". Именно они смелые, крепкие и трудолюбивые (а не какие-либо бродяги), оказавшись вне власти какого-либо княжества, на маловедомой окраине тогдашней Руси, вцепившись накрепко станом (отсюда "станицы") в плодородные черноземы степных рек и речушек, и положили основу вольному казачеству.

Таким образом, выходит, что истоки донского казачества лежат в пределах "Червленого яра" гораздо ранее общепринятой версии, а именно: конец Х века.

Назывались ли эти люди, населявшие "Червленый яр" "казаками"? Отнюдь нет. Название они носили несколько иное.

И здесь впервые на сцену выходит предок донского казака под названием "бродник". Впервые он упомянут в летописях под 1147 годом, с эпизодом о начале основания Москвы. Читаем у Н.М.Карамзина:

"Ободренный Святослав возвратился к берегам Оки. Там соединились с ним ханы половецкие (киевские князья в междоусобных распрях зачастую прибегали к их услугам), его дяди, и так называемые бродники, о коих здесь в первый раз упоминается. Сии люди были христиане, обитали в степях донских среди варваров, уподобляясь им дикою жизнию и, как вероятно, состояли большею частию из беглецов русских: они за деньги служили нашим князьям в их междоусобицах".

"И броды им ведомы..." - пишется о них в "Слове".


Бродник.

Большая часть бродников - истинно русских людей, храбрых и бесстрашных, появившихся в Великой Степи чуть ли не со времен Дария, а возможно, и ранее, - населяла территорию Червленого яра.

Люди эти селились по берегам рек "городками"-"оградами" от набегов степняков, были дружными и сплоченными, не боялись ни турок, ни татар, а в случае нужды обращались за помощью к своим старшим братьям-запорожцам, брали Азов и ходили за море в Персию и Константинополь, на Урал и в Сибирь. В броднике вы без труда узнаете донского казака.

Из их рядов впоследствии вышли знаменитые люди - Степан Разин, Емельян Пугачев, Кондратий Булавин, а также атаманы донские: Михаил Черкашенин, Михайло Татаринов, Фрол Минаев, Матвей Платов, Яков Бакланов и многие другие. Тема эта весьма обширна и требует отдельного исследования.

Новая страница в жизни населения Червленого яра открывается во времена мрачного нашествия Батыя в 1237 году. Татары подошли к Воронежу зимой с восточной стороны, лесом.

"Вантит" - северо-восточную окраину, где на высоких холмах проживали их соплеменники, они не тронули, а двинувшись чуть к западу, центральную и юго-западную часть города под названием Онузе - Онозе ("...пришедше сташа первое станом по Онозе и взяша ю и пожгоша"), разграбили и сожгли.

Споры о загадочной Онузе - Онозе не утихают и по сей день. На мой взгляд, ларчик просто открывается. Даниил Рязанец, который переписывал Никоновскую летопись с более старой, древней и утерянной впоследствии, просто-напросто, увидев утраченную часть слова "Воронузе" - "Воронозе", а именно -начало слова "Вор", решил не рисковать и вписал "Онозе-Онузе" в более современную Никоновскую летопись.

Вероятнее всего, начало слова - "Вор" - древние летописцы утеряли, "своровали", а возможно - пошутили. Венгерский монах Юлиан, шедший вместе с татарами, воочию увидел на высоких холмах крепость, которую и назвал "Овхерух - Оргенузин".

Войско Батыево, вне сомнения, угоняло в полон немало русских, славянских людей, где более всего ценились ремесленники: кузнецы, плотники, каменщики, которые строили дома, дворцы и храмы в золотоордынской столице - Сарае.

Православные христиане, изнемогающие от тяжелого труда, вполне заслуженно требовали от ханов естественного душевного желания - строительства православных храмов, церквей. Чужую веру мудрые татары весьма уважали. Спустя несколько лет в Сарае были построены церкви, а в 1261 году для обслуживания православных христиан, проживающих в столице, была создана Сарайская епархия. Сарайского епископа назначал русский митрополит, он же контролировал его деятельность.

Вначале они жили мирно. Но вскоре между Сарайскими и Рязанскими епархиями возникает обычный спор из-за земель и доходов от них. В дело вмешивается митрополит Феогност в 40-х годах XIV века. Он пишет: "Благословение Феогноста, митрополита всея Руси к детям моим и баскакам, и сотникам, и к игуменам, и попам, и ко всем христианам Червленого яру, и ко всем городам, по Великую Ворону".

Феогност передает Червленый яр "со всеми городами" во владение Рязанской епархии. Митрополит Алексей, сменивший умершего от чумы Феогноста в 1353г., выдает новую грамоту рязанскому епископу, закрепляющую власть рязанцев над Червленым яром.

Воронежский ученый, археолог М.В.Цыбин считает, что "особенностью Прихоперья в рассматриваемый период является сосуществование русского и кочевого населения Орды". Освоение половцами Прихоперья началось еще в XII веке. И развивает свою мысль:

"На основе материалов археологических исследований можно говорить о присутствии русского населения в Прихоперье в период, когда шел упомянутый выше спор Рязанской и Сарайской епархий о принадлежности Червленого яра. Действительно, правление Узбека (1313-1342гг.) и Джанибека (1343-1357гг.) в Орде было благоприятным временем для заселения и хозяйственного освоения Прихоперья русским населением. Этому способствовали и природные условия района: обилие лесов в поймах, многочисленные пойменные озера, разнообразный животный мир".

Видный специалист по Червленому яру М.В.Цыбин в своей статье "Археологический комментарий к грамотам митрополитов Феогноста и Алексея о Червленом яре, в качестве иллюстрации прилагает карту расположения археологических памятников. В этих местах на протяжении ряда лет трудились как воронежские археологи Т.Старцева, С.Гетманский, В.Ляхов, В.Беседин, М.Цыбин, В.Килейников, В.Березуцкий, К.Ефимов, так и наши соседи из Балашова - А.Хреков и др.

О знаменитом Червленом яре имеются и более поздние упоминания. Жизнь здесь не прекращалась даже в самые мрачные годы. Никоновская летопись упоминает, что в 1400 году "в пределах Червленнаго яру великий князь Олег Иванович с Пронскими князи и с Муромскими и Козельскими избиша множество татар". Как видим, не одни только татары грабили и полоняли Русь, и им доставалось от русских князей.

Прошло лишь два года после разгрома Мамаева войска, и вновь татары терпят поражение.

Ровно за год до этих событий, весной 1389 года, митрополит Пимен совершает мужественный поступок, из Москвы отправляется в нелегкий путь к Константинополю. Большая часть пути пролегала по Дону: "Провадиша же с нами и три струги, да насад на колесех; в четверток же приидохом к реце Дону и спустихом суды на реку Дон, и вкладшесь в них поплыхом".

Путешествие было печально и унывливо, так как прошло всего лишь девять лет после Мамаева нашествия, и города и села, некогда красные и поражающие увидевших, были порушены: "точию места пустошь и не населено". Зато зверей развелось великое множество.

Игнатий Смольянин, скрупулезно описавший весь путь, упоминает и реку, интересующую нас. На шестой день пути путешественники достигли устья реки Воронеж. И здесь к ним в гости в честь памяти св. чудотворца Николы пожаловал князь Юрий Елецкий со свитой и вестником от великого князя Олега Ивановича Рязанского. Все это, естественно, сопровождалось дарами княжескими и чаепитием.

Далее донских путешественников поражает красота увиденного: "Оттуда же приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камены белы; давно на и красно стоят рядом, яко стози малы; белы ж и светлы зело, над рекою над Сосною. (Именно за эти поистине уникальные места Белогорские, а также за кручи меловые, тянущиеся к Белгороду, в древности территорию эту прозывали Белою Русью). Таж минухом Червленый яр реку, и Бетюг реку, и Хепор реку. В неделю же пятую о самарянине минухом реку Медведицу, горы высокие и белый яр. В понедельник же пловуще, минухом горы Каменные красные. Во вторник же минухом Терклий городище и перевоз, и тамо обретохом первие татар, много зело, яко же лист, или яко же песок" и проч.

На следующий год воины Великого князя Олега Ивановича Рязанского, совместно с Пронскими, Муромскими и Козельскими князьями скосили этот "лист татарский" словно траву зеленую.

Игнатий Смольянин под Червленым яром разумеет реку Икорец, впадающую в Дон чуть ниже современных Лисок.


Фото столба-границы под Воронежем.

Сведения о Червленом яре пестрят то тут, то там. Я лишь упомяну о наиболее позднем периоде его жизни, когда крепость Воронеж была построена, дабы оградить жителей от набегов степных людей.

В писцовой и межевой книге всех четырех станов Воронежского уезда под 7137 годом (1629г.) писано: "Межа меж государевой порозшей земли, что в Червленнаго яру, поля Богдана Кречкова (Б.Крячко - состоятельный сродственник" Черниговского воеводы) и деревни Шиловой".

Мы начали свой рассказ Шиловым, им и закончим. Как правило, "порозшие земли", то есть пустующие на это время, "межевали" - устанавливали границы, нарезали наделы, что само по себе являлось делом спорным и кляузным, - никто иной, как те же "бродники". "Бродники" прекрасно знали местность - "броды", овраги - яруги, переправы, излучины рек и болота, - так как были охотниками-рыболовами, исходившими, избродившими Великую степь вдоль и поперек.

Именно "бродники" ставили "кон-границу" меж городами и княжествами, втаскивали каменные бабы на высокие скифские курганы - своеобразные степные маяки. Еще в XIX веке на южных окраинах Воронежа сохранились каменные столбы с надписями. "Бродники" делили и лесные массивы. Они же охраняли леса и реки, "указывали" пути-дороги войску и купцам. За этот промысел проводника-"указателя" их и прозвали в дальнейшем "казаками".

Любознательный читатель спросит, неужто, кроме летописных источников, упоминающих о знаменитом Червленом яре, ничего более существенного не осталось, не сохранилось? Конечно же, сохранилось. Хотя многое стерлось, пропало и исчезло с лица земли в этих местах по не зависящим от нас обстоятельствам. Но по-прежнему хранит земля русская, черноземная, в своих недрах древнюю историю.

И вновь, как вы уже догадались, на помощь нам приходят дотошные и неуемные люди - археологи.

Юрий Петренко.

http://www.voronezh.ru/inform/news/2010/33682622.html


Нас забудут не раньше чем в среду к утру)
 
ШаманычДата: Пятница, 15.03.2013, 12:44 | Сообщение # 2
Нагваль нах
Группа: Администраторы
Сообщений: 1986
Статус: Offline
«И стали станом на Онузе...»

Как показывают всё новые и новые открытия историков, в исторической науке невозможно поставить точку. Она предполагает скорее многоточие. Факты, сегодня кажущиеся окончательными, завтра дополнятся, уточнятся, а возможно, и полностью опровергнутся.
Так и данная публикация о возможном местонахождении упоминаемой в летописях Онузы не только уточняет спорный до сих пор вопрос, но и оставляет его открытым…

Здесь могла находиться
таинственная Онуза

«Той же зимою пришли с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом, безбожные татары с царем Батыем, и придя, сначала, стали станом на Онузе, и взяли ее и сожгли. И оттуда послали своих послов: женщину-чародейку и двух мужчин с ней к рязанским князьям, требуя себе десятой части по всем... Князья же рязанские ... ответили послам Батыевым: “Коли нас не будет, то все ваше будет”».
Так рассказывает Никоновская летопись о событиях 1237 г. — нашествии хана Батыя на Русь. В Тверской летописи в том же году упоминается некая Нуза: «Окаянные татары зимовали около Черного леса и отсюда пришли лесами на Рязанскую землю во главе с царем их Батыем. И сначала пришли и остановились у Нузы, и взяли ее, и стали здесь станом».
Поединок перед битвой
русских с ордынцами.

Миниатюра из летописи

Названия Нуза, Нузла, Нухля, Онуза встречаются во многих летописях, связанных с татарским нашествием, начиная с Новгородской (XIV в.). Они, по-видимому, обозначают одно и то же место — древнерусское поселение, расположенное на границе Рязанского княжества, первым встретившее татарские войска. О его судьбе мы узнаем из летописей — татары захватили Онузу и сожгли.
Исследователи по-разному определяли ее местонахождение. Одни считали, что она была расположена на реке Узе, притоке Суры, другие помещали ее к юго-западу от Воронежа, третьи располагали в бассейне одноименной реки в южной части Рязанского княжества. Возможно, последние исследования тамбовского археолога Сергея Ивановича Андреева станут ответом на этот вопрос.
В 1940 г. сотрудником Тамбовского областного краеведческого музея археологом М.Г. Верховых было открыто городище у села Никольского Знаменского района Тамбовской области. Оно находилось на мысу правого берега реки Цны и было защищено двумя рядами валов и рвов. Окрестные жители называли это место Никольской горой, так как оно располагалось на возвышенности, над поймой. Верховых предположил, что нашел древнее мордовское поселение, однако до 2000 г. исследования там так и не проводились. К началу 90-х гг. XX в. памятник практически уничтожили — по территории городища пролегла автомобильная дорога и был вырыт карьер для добычи песка. Оставшаяся часть постепенно размывалась дождями и захламлялась мусором. Поэтому приехавший в Тамбов из Липецка археолог Андреев, вскоре ставший главным специалистом Тамбовской инспекции по охране историко-культурного наследия, понял, что если в ближайшее время не провести археологических изысканий на месте Никольского городища, то от древнего памятника вообще ничего не останется.

Раскоп на Никольской горе

Археологические работы на городище начались в июле 2001 г. Остатки двух рвов были еще видны. Андрееву удалось выявить третий внешний ров, невидимый на поверхности. Он, очевидно, был некогда создан для того, чтобы увеличить амплитуду высот укреплений и затруднить врагам подход к поселению.
Древнее городище с деревянными стенами, рвами и валами представляло coбой хорошо защищенную крепость. Его общая площадь составляла около 0,7 гектара и была окружена посадом площадью до 1,5 гектаров. Недалеко от городища были открыты три селища, которые существовали одновременно с ним и не были защищены такой мощной системой укреплений. Первый раскоп археологи заложили в сохранившейся части городища. Однако во время исследования окрестностей на территории посада были обнаружены человеческие кости и богатый культурный слой. Так как посад был уже сильно разрушен в результате эрозии почвы и продолжал разрушаться быстрорастущими оврагами, на месте предполагаемого могильника заложили второй раскоп.
Археологи не ошиблись. У подножия молодого оврага в 100 метрах к северу и северо-востоку от городища находился грунтовой могильник, состоящий из пяти погребений. Там покоились останки мужчины, двух женщин и двух детей. Внимание исследователей привлекло женское захоронение: костяк был накрыт дубовой доской, а вокруг него в определенной последовательности лежали камни разных размеров. Одно из детских захоронений тоже вызывало вопросы. В нем было найдено пять рыболовных грузил. У Андреева создалось впечатление, что покойника опустили в могилу, завернув в рыболовные сети. Исследования показали, что первоначально поселение, очевидно, возникло на месте второго раскопа, о чем говорит более насыщенный культурный слой и более древняя керамика. С течением времени его перенесли на защищенную укреплениями территорию, а на месте старого поселка стали производить захоронения.
Результаты раскопок полностью опровергли предположение Верховых о древнемордовском характере Никольского городища. Археологи нашли неизвестное ранее укрепленное древнерусское поселение, поскольку обнаруженные ими предметы типичны для Руси.

Миниатюра из летописи,
изображающая занятия
древних русичей

Самыми распространенными находками были остатки керамических сосудов, изготовленных как на гончарном круге, так и вручную. Обнаружены также венчики от 284 сосудов и днища с гончарными клеймами в виде кругов, пентаграмм, свастик. Орнаменты на посуде отличались большим разнообразием: гребенчатые штампы, волны и линии в различных комбинациях. Один из фрагментов керамики имел поливу желтовато-зеленого цвета с обеих сторон. Среди археологических находок — несколько ножей, серп, подвесные замки, гвозди от подков, шила, пряжки и несколько наконечников стрел. Отдельного упоминания заслуживает серьга в виде знака вопроса с шариком в петле, сделанная из медной проволоки и посеребренная, а также обломок железного колчанного крючка. Примечательно, что среди найденных предметов — ручки византийских амфор и булгарских кувшинов, осколок темно-синего византийского стеклянного браслета и фрагменты стеклянного сосуда. Все это указывает на то, что поселение имело торговые связи с другими народами.
Второй год раскопок на Никольском городище (2002 г.) принес еще более интересные результаты. Перед археологами развернулась практически полная картина быта древнего поселения. Были открыты остатки домов и хозяйственных построек. К примеру, два раскопанных дома некогда имели гигантский подпол, площадью примерно 16 кв. м и глубиной 1,5 м. В одном из домов была обнаружена большая глинобитная печь. Рыболовный крючок и грузила говорят о занятиях рыболовством, а небольшой тигелек и остатки шлака позволяют предположить, что в поселке существовала литейная мастерская. Три прясла, в том числе одно из розового шифера, который добывали на Руси исключительно в районе Киева, свидетельствуют о ткачестве, а наконечник рала и косы — о сельскохозяйственных работах. Множество бытовых мелочей дополняют картину: ножи и брусок, на котором их точили; дверные петли, замки и ключи от них; костяная ручка, возможно, от ложки; кресало с кремнем для добывания огня; весовой грузик из свинца. Особо трогательной находкой оказался маленький детский браслет. Но далеко не все было таким спокойным и мирным в древнем селении. Об этом говорят наконечники стрел и метательного копья, детали конской упряжи, кольцо от кольчуги. Кроме того, один из местных жителей нашел неподалеку от Никольской горы древний кинжал.

Еще один археологический
раскоп на горе

На основании анализа раскопок Андреев делает заключение о том, что городище появилось, по всей видимости, в середине XII и просуществовало до середины ХIII в. Несмотря на то, что сохранившаяся его часть чрезвычайно мала, археологу удалось точно установить, почему оно прекратило свое существование. На всей исследованной территории, которая составляет в общей сложности около 600 кв. м, встречались обгоревшие кусочки дерева и угольки. В заполнении внешнего и среднего рвов были найдены обугленные деревянные плашки; в столбовых ямах, оставшихся от конструкции деревянных укреплений (стен), — множество углей. Это позволяет утверждать, что древняя крепость погибла в огне.
Согласно историко-географическим атласам, граница Рязанского княжества во время похода хана Батыя проходила по реке Оке, затем по низовьям реки Цны, поворачивая на юго-запад в район рек Лесного и Польного Воронежа. Однако материалы археологических раскопок доказывают, что Никольское городище, расположенное почти на 100 км юго-восточнее, было пограничным населенным пунктом Рязанского княжества. Об этом говорят как особенности самого укрепленного поселения, так и отдельные находки типично рязанских предметов. Среди последних — булавки рязанского типа и донышко сосуда с клеймом рязанских Рюриковичей, похожим на греческую букву w («омега»). Таким образом, открытие Андреева позволяет раздвинуть границы Рязанского княжества почти на 100 км.
Если Никольское городище было приграничным укрепленным пунктом Рязанского княжества, то, возможно, оно и являлось той самой летописной Онузой, которая первой встретила татаро-монгольское нашествие. На этот факт указывает, в первую очередь, время существования поселения и следы пожара, от которого, очевидно, оно и погибло.
Некоторые современные рязанские исследователи полагают, что Нузлой или Онузой следует считать как некое древнерусское поселение, так и реку, на которой оно стояло, а также область вокруг, отделенную значительным пространством от ядра Рязанского княжества. Этой рекой они называют Цну, а поселением — Темгеневское городище, расположенное в ее низовьях. По их мнению, Батый стал здесь лагерем и отправил послов в Рязань. Рязанские князья отказали в уплате дани, выслали войско против монголов и «сотворили с ними брань», но были побеждены.
Здесь было обнаружено
древнее городище

Известно, что битва рязанцев с Батыем произошла где-то в верховьях реки Воронежа. Однако если предположить, что Темгеневское городище — это Онуза, то для встречи с рязанскими войсками татаро-монголам пришлось оттуда двинуться на юг, что не имело большого смысла, поскольку к востоку от них лежала незащищенная Рязань. Поэтому данная версия вызывает некоторые сомнения.
Как говорится в летописях, войско Батыя пришло с востока, и местонахождение Темгеневского городища как будто соответствует этому. Однако древние летописцы могли использовать слово восток в гораздо более широком значении — в противоположность западу — и указать таким образом не на конкретный маршрут татаро-монголов, а на земли, откуда они вообще пришли — из восточных степей.
Поздние летописные источники свидетельствуют, что татары шли на Русь дорогами, носившими названия сакмы. В известиях Тамбовской ученой архивной комиссии (ИТУАК. Тамбов, 1892. Вып. XXXIII. С. 49) приводится «Выписка в Разряде» — о построении новых городов и черты 1681 г., в которой говорится об основных сакмах: «И в те времена Ординские цари и Нагайские Мурзы с татары приходили в Росийския места войною Сакмами: по 1-й, из-за Волги, на Царицынской и на Самарской перевозы, и через реку Дон на Казанской броде и на урочище Казар, где ныне город Воронеж, на Рязанския и на Коломенския и иныя места; по 2-й, перешед реку Волгу, а Дону реки не дошед, промеж рек Хопра и Суры, через реки Лесной и Польной Воронеж, на Ряския и на Рязанския и на Шацкия места, которою Сакмою и Батый в войну на Русь шол». Любопытно, что Никольское городище находится вблизи Ногайской сакмы, по которой, согласно документам Paзpяда, Батый мог идти на Русь.
Если рассматривать версию о том, что монголы пришли на Рязань действительно с востока (востока как стороны света), то и в ней есть разумное объяснение существования Никольского городища как летописной Онузы. По картам видно: на пути монгольского войска должны были встать дремучие леса, расположенные в нижнем и среднем течении реки Цны. Они были совершенно непроходимы для конницы. К тому же в лесном массиве пряталась мордва, которая защищала свою территорию как неприступную крепость (этому лесу вполне подходит название Черный, которое мы встречаем в летописях), поэтому вполне вероятно, что конное войско завоевателей немного повернуло на юг, чтобы обойти лес, и вышло на лежащее в верхнем течении Цны Никольское городище — Онузу. Она защищалась, но была взята и сожжена. На ее месте Батыем был устроен лагерь.
Находки на месте
предполагаемой Онузы

Во время раскопок на территории городища не были найдены предметы, напрямую указывающие на стоянку монгольских войск. Единственное, что может подтвердить присутствие татаро-монголов, — это находка маленького осколка серебряного зеркала, совершенно нетипичного для Руси и, как видно, принадлежавшего кочевым племенам, а также пряжки от конской упряжи монгольского типа. При раскопках было обнаружено всего несколько наконечников стрел, которыми могли пользоваться как русские, так и монголы. Поскольку стрелы представляли большую ценность для войска и тщательно собирались после каждого сражения, то, возможно, археологам достались только те наконечники, которых по каким-то причинам не заметили древние воины.
Итак, древняя пограничная крепость, известная ныне как Никольское городище и, возможно, встречающаяся в летописях как Онуза, была уничтожена, и жители на долгое время покинули окрестные места. Новое заселение опустевшей территории началось не сразу. Люди стали возвращаться сюда лишь через несколько веков. В XVI—XVII столетиях здесь стали строиться засечные черты Русского государства, воздвигались новые мощные крепости. Был построен Тамбов — центр одной из будущих губерний. Все южнее и южнее отодвигалась граница государства и постепенно места, где некогда происходили жестокие битвы с батыйскими полчищами, оказались в самом сердце России.

http://his.1september.ru/article.php?ID=200303906

Вот так у нас пишеться история ))

Во время раскопок на территории городища не были найдены предметы, напрямую указывающие на стоянку монгольских войск. Единственное, что может подтвердить присутствие татаро-монголов, — это находка маленького осколка серебряного зеркала, совершенно нетипичного для Руси и, как видно, принадлежавшего кочевым племенам, а также пряжки от конской упряжи монгольского типа. При раскопках было обнаружено всего несколько наконечников стрел.
по одному осколку зеркала определяться стоянка многотысячного войска ).


Нас забудут не раньше чем в среду к утру)
 
ШаманычДата: Пятница, 15.03.2013, 12:52 | Сообщение # 3
Нагваль нах
Группа: Администраторы
Сообщений: 1986
Статус: Offline
Мостищенский лабиринт

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мостищенское городище и лабиринт "святилище" расположено в долине Лукодонье Острогожского района Воронежской области, на правом берегу реки Потудань.

Описание городища

Площадь Мостищенского городища 2,3 га. При раскопках здесь были найдены остатки оборонительных укреплений скифского времени на двух мысах. Здесь на двух мысах были найдены остатки оборонительных укреплений (городищ) скифского времени - Мостищенское городище и Аверинское городище , которые появились на Среднем Дону в VI в. до н. э.

Мостищенское городище небольших размеров, археологами выявлены всего остатки шести жилых построек. Постройки юртовского типа и находятся по краям городища, у окраин мыса, а одна из построек вообще находится на самом его краю. Все юрты схожи и площадью до 20 квадратных метров, с прямоугольными основаниями и столбовыми ямами в центре. В одной из них обнаружены следы очага, а на полу юрты были найдены некоторые шерстяные волокна. Археологам удалось определить и вход в помещение, он направлен в сторону склона мыса. Из за того что жилые постройки находились почти на склоне, жителям приходилось углублять место для выравнивания пола. Такие же постройки были обнаружены археологами и на раскопках Городище Россошки 1 "Крутцы" . Но на Мостищенском городище жители не использовали для строительства центральную, почти ровную часть городища. Похоже жителей «смущали» остатки каменных выкладок более древнего лабиринта, или возможно ими лабиринт охранялся ?! Очевидно, что сам выбор мест для постройки жилищ были подчинены и схожы с охранными функциями городища. Вокруг центральной части городища (включая и древний лабиринт) были найдены хозяйственные ямы, их более 60, половины из них — зерновые. По всем признакам ямы не использовались одновременно (учитывая два периода в жизни городища), как и сами жилища. Судя по размерам жилищ, в каждом из них могло проживать от 4 до 8 человек, а в трех, следовательно, не более 25 человек. Такая цифра не может соответствовать численности ни родовой, ни соседской общины.

На площади мостищенского городища обнаружен могильник, который включал пять захоронений: трех взрослых, подростка и младенца. Из заупокойных вещей обнаружен железный акинака и нательный костяный амулет. Захоронения совершены на древнем горизонте и завалены камнями.

Вероятнее всего предположить, что обитатели Мостищенского городища несли здесь главным образом сторожевую службу. В таком случае городище могло принадлежать представителям власти — вождям племен или же жрецам. Возможно жителями городища были и зависимые люди: соплеменники нижнего сословия, может быть рабы. Здесь проводились общественные собрания и судя по размерам внешних от жилищ за пределом городища (на юг) остатков гарищ (костров — очагов) какие то празднества, обряды жертвоприношений или другие церемонии; Здесь могли укрываться на случай опасности жители из близлежащих поселений. Что же касается оборонительных укреплений, они возводились возможно усилиями нескольких соседских общин или руками… рабов или плененных с других племен. Возможно защитникам Мостищенского городища и лабиринта не удалось отбить неожиданное нападение кочевых скифов, которые обсыпав буквально из луков городище стрелами, при нападении изменили и уклад жизни в городище и от которых пострадали и стар и мал. Следовало жителям ожидать новых набегов, и нужно срочно спасать другое богатство — зерно, размещенное в ямах. Оставшимся в живых нужно было и похоронить погибших, и незаметно вывезти зерно. Естественно, у них не было времени рыть могилы и соблюдать погребальные церемонии. Так, вполне вероятная причина ухода людей из городища — осложнения, вызванные военной обстановкой.

Наряду с обычными для скифского времени находками, выявлены обломки сосудов иванобугорского типа и катакомбной культуры. На верхней площадке мыса на фоне материка рельефно выступают развалины кольцевых каменных кладок. Кладки сохранились лишь фрагментарно, они неоднократно разрушались и в эпоху бронзы, и в раннем железном веке. Планировка поселения включает круглую центральную площадку из каменной вымостки и шесть окружающих ее концентрических колец-эллипсов, между которыми в ряде случаев зафиксированы перемычки. И кольца, и перемычки состоят из камней, выложенных без специальной подгонки и без какого-либо связующего раствора. Максимальная их высота и в древности не превышала полуметра; больший же диаметр внешнего кольца по линии запад-восток достигает 40 метров. То есть до нас дошли лишь руины сооружения, которое в первозданном виде было архитектурно сложным и системным, что не оставляет сомнений: это остатки «мегалитического» сооружения культового назначения. Его можно назвать святилищем — лабиринтом.

http://static.panoramio.com/photos/original/71935185.jpg http://static.panoramio.com/photos/original/71600903.jpg http://static.panoramio.com/photos/original/71935214.jpg

Вот как описываются долина Лукодонье и Мостищенское городище археологами: «Если подняться на средний, из трех высоких меловых мысов, полукругом нависших над хутором, и повернуться к нему лицом, то взору откроется редкая по своей географической завязке панорама — долина, образованная слиянием пойм сразу трех рек: Потудани, Девицы и Дона. Отсюда в ясную погоду можно наблюдать открытые к северу пространства на десятки километров. Почти столь же широк обзор местности в западную и восточную стороны. Место удивительное, позволявшее контролировать большую округу с прекрасными пастбищами, охотничьими и рыболовными угодьями, а также с водными путями во всех направлениях».
[править]
История

Древнейшее поселение возникло в эпоху ранней бронзы. В 5-4 вв. до н. э. эта местность была заселена племенами средне-донской культуры. Примерно в это же время был построен каменный лабиринт — святилище. Раскопки показали, что в истории Мостищенского городища был перерыв, хотя и не очень длительный по археологическим меркам. К тому же и ранний, и поздний периоды его функционирования связаны с одним и тем же этнокультурным миром. Через несколько поколений, Мостищенское городище вновь обрело жизнь. Сюда пришли представители того же этнокультурного мира. Они восстановили оборонительные укрепления: засыпали старый ров, вместо старого вала построили новый, основание его на всю пятиметровую ширину выложили камнем, взятым с площади городища. Камнем обложили и линию вала со стороны нового рва. Новое укрепление возведено буквально перед старым и параллельно ему, так что площадь городища увеличилась всего на считанные метры. Координаты каменного лабиринта 51.027100 С 39.103600 В


Нас забудут не раньше чем в среду к утру)
 
Форум » Общий раздел » Русская Цивилизация » Дикое поле (Насколько оно было диким?)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Рейтинг@Mail.ru