Приветствую Вас Гость
Суббота
23.11.2024
16:09

Сонное Царство

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Елена Петровна Блаватская
ШаманычДата: Вторник, 19.05.2009, 01:09 | Сообщение # 1
Нагваль нах
Группа: Администраторы
Сообщений: 1986
Статус: Offline
Борис Цырков

Елена Петровна Блаватская

КРАТКИЙ ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

Елена Петровна Блаватская, основательница современного теософического движения, родилась в Екатеринославе, городе на Днепре (ныне Днепропетровск), 31-го июля 1831 г. по юлианскому, или так называемому старому стилю, который тогда был принят в России. По григорианскому календарю дата её рождения приходится на 12-е августа. Её родителями были полковник Петр Алексеевич фон Ган и Елена Андреевна Ган, урождённая Фадеева, известная романистка, умершая совсем молодой. Её бабушкой с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Долгорукая; женщина в высшей степени одарённая, она была известна своими научными трудами. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей, предки её со стороны отца принадлежали к Макленбургскому графскому роду Hahn von Rottenstern-Hahn. Рано осиротевшая Елена воспитывается в доме бабушки и дедушки по матери.

Елена была необыкновенным ребёнком и рано стала ощущать, что отличается от окружающих. Своими незаурядными психическими способностями она изумляла домашних и друзей. Крайне своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У неё были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того была отважной наездницей, бесстрашно совершавшей верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, — она вообще необыкновенно тонко чувствовала природу. Ещё в детстве она начала сознавать, что её жизнь станет каким-то высоким служением, что ею руководят, её оберегают. Елене было всего восемнадцать, когда она вышла замуж за немолодого уже Никифора Васильевича Блаватского, назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Еревана; поступок этот в действительности был продиктован желанием обрести полную независимость. Она никогда не воспринимала своё замужество всерьёз, этот брак так и остался фиктивным. Через несколько месяцев она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые ей присылает отец. В 1851 г., когда ей исполняется двадцать лет, в Лондоне она встречает того, кого знает по своим детским видениям — посвященного с Востока, из раджпутов, Учителя Морью, или М. — под этим именем он стал впоследствии известен среди теософов. Он поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она безоговорочно подчиняется его руководству — и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и во внешней деятельности.

Вскоре после этой встречи она садится на пароход, который отплывает в Канаду, чтобы совершить полное приключений путешествие по США, Мексике, Южной Америке и островам Вест-Индия, а в следующем, 1852 году, уже спешит в Индию, — мимо мыса Доброй Надежды и через Цейлон. Её первая попытка проникнуть в Тибет кончается провалом. В 1853 г. она возвращается в Англию, успев побывать ещё и на Яве. Следующим летом она снова едет в Америку и с караваном переселенцев совершает переход через Скалистые Горы. В конце 1855 г. она вновь отправляется в Индию, посетив по дороге Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс. И вот теперь ей наконец удаётся проникнуть в Тибет через Кашмир и Ладакх, где под руководством Учителя она проходит определённые этапы своей оккультной подготовки. В 1858 г. она возвращается в Европу, посещает Францию и Германию, далее едет на родину, в Россию, неожиданно объявившись в своём семействе на Рождество, а потом некоторое время гостит у сестры во Пскове. С 1860 по 1863 гг. она странствует по Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический кризис, и обретает в итоге полный контроль над своими оккультными способностями. Осенью 1863 г. она снова покидает Россию и много путешествует по Балканам, Египту, Сирии и Италии. Не исключено, что тогда же она ещё раз проникает в Тибет, но для прочего мира все её передвижения этого периода сокрыты завесой тайны. В 1870 г. она возвращается в Грецию, оттуда плывёт в Египет и терпит кораблекрушение близ острова Спеце, но её спасают; затем она добирается до Каира, где основывает Societe Spirite, которое, однако, вскоре распадается. Далее она странствует по Ближнему Востоку и в 1872 г. на короткое время возвращается к своим родным в Одессу. Весной 1873 г. по указанию Учителя она едет в Париж, а затем и в Нью-Йорк; 7 июля 1873 г. она сходит на американский берег. Примерно к этому же времени относится начало её общественной деятельности. В ту пору Блаватской исполняется сорок два года, она наделена многими, самыми невероятными психическими и оккультными способностями, которые целиком подчиняются её контролю. Как позднее отмечают те, кто занимался её обучением, она была лучшим доступным инструментом для совершения задуманной ими работы — представить миру в новой форме, хотя и в общих чертах, древнюю Теософию, "Знание, которое накапливалось веками, которое уточнялось и выверялось многими поколениями мудрецов...", это родительское древо истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых. В задачу Блаватской входило, с одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и догмам скомпрометировавшей себя теологии, и, с другой, — оспорить не менее догматические воззрения науки своего времени. Правда, к тому моменту в этом двойном ряду фортификаций уже была пробита брешь, и произошло это благодаря спиритуализму, который захлестнул тогда всю Америку. Как говорила сама Е. П. Блаватская: "Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритуалистической теории относительно духов".

Вскоре после прибытия в Нью-Йорк Е. П. Б. обретает истинного друга и помощника в лице полковника Хенри Стила Олькотта, юриста, человека высоких нравственных достоинств, который приобрёл известность в годы Гражданской войны благодаря своей безупречной службе. К ним примыкает Уилльям Куон Джадж, молодой ирландский адвокат, сыгравший впоследствии выдающуюся роль в теософическом движении. 7-го сентября 1875 г. преимущественно стараниями Блаватской, Олькотта и Джаджа, а также ещё нескольких человек была создана организация, которую нарекли Теософическим Обществом, так как перед ним ставилась цель содействовать распространению древних учений Теософии, или той Мудрости в делах Божественных, которая послужила духовной основой для многих великих философских систем прошлого, таких как неоплатонизм, гностицизм и античные школы мистерий. 17 ноября 1875 г. президент-основатель полк. Олькотт официально известил о создании Общества, и с тех пор эту дату принято считать днём его основания. Провозгласив целью Общества "собирание и распространение знаний о законах, управляющих Вселенной", Основатели вскоре изложили задачи более детально; и претерпев лишь несколько незначительных редакционных поправок, они остаются всё теми же:

1. Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.

2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки.

3. Исследование необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке.

В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W. Bouton'a вышел в свет первый монументальный труд Е.П. Блаватской "Разоблаченная Исида", и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней, оказав мощное воздействие на умы читающей и мыслящей публики. По мнению нью-йоркской Herald-Tribune, книга явилась одним из "выдающихся творений века", другие газеты и журналы высказались в таком же духе. Очертив предмет оккультных наук и историю их развития. "Разоблаченная Исида" раскрывает природу и происхождение магии, корни христианства, ошибки богословия и заблуждения признанных научных авторитетов, трактуя их в свете тех тайных учений, которые золотой нитью проходят через века, проявляясь время от времени в виде различных мистических движений. Сегодня этот труд столь же актуален, как и в те дни, когда он впервые увидел свет, и всё так же велика потребность в его новых изданиях.

8 июля 1878 г. Е. П. Блаватская стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство, это событие получило самую широкую огласку на страницах различных газет.

Проработав ещё три года в США, Е. П. Блаватская и полк. Олькотт отбывают в Бомбей, в Индию, где устраивают штаб-квартиру Общества. Вскоре с ними знакомится Алфред Перси Синнетт — в то время редактор правительственной аллахабадской газеты "The Pioneer". Это знакомство оказалось чрезвычайно важным. Синнетт всерьёз заинтересовался учением теософического движения и его деятельностью, вследствие чего Е. П. Блаватская дала согласие на попытку установить контакт посредством переписки между ним и двумя адептами, оказывавшими содействие движению — Учителем Морьей и Учителем Кут Хуми, из кашмирских браминов. Переписка продолжалась с 1880 по 1884 гг., и многочисленные ответы этих мудрецов на вопросы Синнетта и другого англичанина, А. О. Хьюма, были впоследствии опубликованы в виде книги под названием "The Mahatma Letters to A. P. Sinnett" (Письма Махатм к А. П. Синнетту), London, 1923. Оригиналы писем Учителей хранятся в Британском музее как большая ценность, но к ним можно получить доступ с особого разрешения Отдела редких рукописей.

Посетив многие города и селения Индии, основатели возвращаются в Бомбей и в октябре 1879 г. приступают к изданию первого теософического журнала The Theosophist (выходящего по сей день), редактором которого становится Е.П. Блаватская. В это время Общество быстро расширяется, к нему примыкает ряд выдающихся людей из Индии и других стран. В мае 1880 г. основатели едут на Цейлон, где полковник Олькотт начинает работу по возрождению буддизма в этой стране. Они оба принимают "панча шила", то есть официально становятся буддистами, — факт, который Олькотт впоследствии объяснил как "формальное подтверждение наших давних убеждений". В мае 1882 г. в Адьяре, близ Мадраса, было куплено поместье, куда в конце года переезжает штаб-квартира Общества. Адьяр вскоре становится центром всемирной деятельности, и основатели вместе с небольшой группой соратников отдаются ей целиком. Предпринимаются поездки в самые отдалённые районы Индии, основываются филиалы, принимаются посетители, ведётся обширнейшая переписка, готовятся к публикации в основанном незадолго до этого теософическом журнале ценнейшие научные материалы. Эти труды преследовали цель пробудить в индусах интурес к тем духовным ценностям, которые заключали в себе древние Священные Писания их родины. В 1884 г. полк. Олькотт отбывает в Лондон с петицией к Британскому правительству от буддистов Цейлона. Е. П. Блаватская, состояние здоровья которой в это время резко ухудшилось, едет в Европу вместе с ним. После недолгого пребывания в Париже и Лондоне осенью она поселяется в Германии, в Эльберфельде, и с головой уходит в работу над "Тайной Доктриной". Между тем в Адьяре иезуиты спешно готовят заговор, в котором участвуют двое слуг Е. П. Б., Алексис и Эмма Куломы. В конце декабря Е. П. Б. возвращается в Адьяр, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией. Она намерена предъявить судебный иск супругам Куломам за грубую клевету о якобы мошенническом характере производимых ею феноменов. Однако другие члены, стоящие во главе Общества, по разным причинам решают не предавать это дело огласке, и Е. П. Б., не добившись справедливости, в марте 1885 г. уезжает в Европу, чтобы уже никогда не вернуться в Индию.

Как выяснилось впоследствии, всё это "дело" было целиком состряпано иезуитами, ненавидевшими и Общество, и Е. П. Б. Обвинения были построены на поддельных, частично и полностью, письмах, написанных якобы Е. П. Блаватской и содержавших указания относительно того, как устраивать всевозможные фальшивые феномены, — письмах, с которыми непредвзятым исследователям не дозволили ознакомиться.* В конце концов все эти злобные нападки самым губительным образом отразились на здоровье Е. П. Блаватской. Сначала она поселяется в Вюрцбурге, в Германии, затем перебирается в Остенде, а весной 1887 г. по приглашению английских теософов переезжает в Лондон. Не обращая внимания на своё вконец пошатнувшееся здоровье и всяческие злоключения, она всё так же упорно работает над своим великим трудом; он был завершен и опубликован в двух больших томах в октябре 1888 г. Помогали Блаватской Бертрам Китли и д-р Арчибалд Китли, они переписывали и редактировали рукописи, они же и финансировали издание. "Тайная Доктрина" венчает литературную деятельность Е. П. Блаватской, это эпохальное творение только теперь начинает обретать признание выдающихся умов современности, и не приходится сомневаться в том, что в двадцать первом веке оно встретит ещё больший отклик и получит самую высокую оценку.

__________
* Через сто лет после этих событий Общество Психических Исследований дезавуировало свой знаменитый "Отчёт", объявлявший Блаватскую шарлатанкой, как необъективный — прим. ред.

Так как Е. П. Блаватская к тому времени фактически утратила всякий контроль над своим первым журналом "The Theosophist", то в 1887 г. она основывает в Лондоне ежемесячный журнал "Lucifer", который, как гласит надпись на его титульном листе, был задуман, чтобы "осветить предметы, сокрытые во мраке". Всего вышло двадцать томов этого периодического издания, после чего ему на смену пришло "The Theosophical Review".

В 1889 г. европейская штаб-квартира Общества обосновывается в Лондоне, Сент-Джонз-Вуд, на Авеню-Роуд 19, и здесь Е. П. Б. пишет "The Key to Theosophy" (Ключ к Теософии), "изложение Этики, Науки и Философии, для изучения которых и было основано Теософическое Общество"; "The Voice of the Silence" (Голос Безмолвия), жемчужину теософической литературы, произведение, в которое вошли переводы избранных отрывков из священной восточной книги золотых правил, которую она выучила наизусть за время своего оккультного обучения в Тибете.

В 1888 г. Е. П. Блаватская основывает Эзотерическую Секцию, для более глубокого изучения эзотерической философии, и пишет "Наставления" для тех, кто занимался в этой секции.

Е. П. Блаватская скончалась 8 мая 1891 г. во время эпидемии гриппа, которая в те дни свирепствовала в Англии; её останки были преданы сожжению в Воукингском крематории в Суррее.

Непредвзятое знакомство с жизнью Е. П. Б., её трудами, беззаветным служением Истине, её духовными способностями и достижениями раскрывает перед нами величественный облик женщины, которая по праву считается одним из величайших адептов в истории западной цивилизации, прямым посланником Транс-Гималайского Братства.


Нас забудут не раньше чем в среду к утру)
 
ШаманычДата: Вторник, 19.05.2009, 01:12 | Сообщение # 2
Нагваль нах
Группа: Администраторы
Сообщений: 1986
Статус: Offline
Биография Е.П.Блаватской

Елена Петровна Блаватская родилась в России в 1831 году, умерла в 1891 году в Англии. Она основательница эзотерического учения - Теософия.
Основная деятельность.
Основала Теософское движение, которое по её предложению называется Теософия.
Она первая открыла для Запада восточные религиозные учения, в том числе понятия кармы и реинкарнации.
Впервые она продемонстрировала, что все основные религии происходят от одной первоначальной религиозной философии.
Показала, что древнее учение ещё не потеряно.
Опубликовала открытую часть этого древнего учения.
Обладала экстрасенсорными способностями, необъяснимыми с научной точки зрения.
Логически обосновала важность морали и братства.
Требовала, чтобы в основе Теософского движени было всемирное братство без разделения на расы, касты, верования, пол или цвет кожи.
Печатные произведения.
1877. Разоблаченна Изида - свыше 1300 страниц. Тираж распродан в первый день.
1879. Теософ - ежемесячный журнал начал издаватьс в Индии.
1887. Люцифер - ежемесячный журнал (буквально означает несущий свет) основан в Лондоне.
1888. Тайная доктрина - основная работа - более 1500 страниц.
1889. Беседы с Блаватской - стенографическая запись ответов Блаватской ученикам.
1889. Голос тишины - вдохновляющая для последователей книга.
1889. Ключ к теософии - вводная книга.
1892. Теософский словарь - посмертное издание, полностью не отредактировано Блаватской.
Многочисленные статьи, записки и личные письма, написанные в течение жизни.
Основные даты жизни

1831 Родилась 31 июля (12 авг. н. ст.) в Екатеринославе (Днепропетровск). Дочь полковника Петра Алексеевича Гана и Елены Андреевны, урождённой Фадеевой, известной писательницы, рано скончавшейся. По материнской линии внучка тайного советника Андрея Михайловича Фадеева и княжны Елены Павловны Долгорукой, занимавшейся её образованием в Саратове и в Тифлисе. С детства одарена особыми психическими силами.

1849 Выходит замуж 7/19 июля за Никифора Васильевича Блаватского, государственного чиновника сорока лет. Покидает мужа и родных. Путешествует по Турции, Греции, Египту, Восточной Европе и Франции.

1851 Встречает Учителя в Лондоне. В конце года отплывает в Канаду.

1852 Посещает Новый Орлеан, путешествует по Мексике, Центральной и Южной Америке, островам Вест-Индии; через мыс Доброй Надежды и Цейлон попадает в Индию.

1854 Неудачная попытка проникнуть в Тибет. Через Яву и Сингапур возвращается в Англию. Путешествует по Северной Америке; с караваном эмигрантов пересекает Скалистые горы. Живёт в Сан-Франциско. Возможно, посещает Южную Америку. Едет в Индию через Японию и Сингапур

1856 Путешествует по всей Индии, Кашмиру, Ладакху, Тибету и Бирме.

1858 Едет в Европу через Яву, останавливается во Франции и Германии. Направляется в Россию, в ночь на Рождество приезжает во Псков.

1859 Весной едет в Петербург, а в мае - в имение сестры в Ругодево (Новоржевского уезда).

1860 Летом приезжает в Тифлис, живёт на Кавказе до 1864-65 г. Переживает жестокий физический и психический кризис и приобретает полный контроль над своими оккультными способностями.

1866 Путешествует по Балканам, Египту, Сирии, Ливану, Персии, возможно Италии. В 1867 г. она в Италии, откуда ненадолго выезжает на юг России. 3 ноября 1867 года тяжело ранена в сражении близ Ментаны (Италия).

1868 Через Константинополь едет в Индию и Тибет с Учителем.

1870 К концу года через Суэцкий канал возвращается в Европу.

1871 Едет на Кипр и в Грецию. Летом отплывает в Египет; 4 июля корабль терпит крушение вблизи острова Спеце (в Эгейском море). Живёт в Александрии, затем в Каире. В 1872г. путешествует по Сирии, Палестине, Ливану, возможно Пальмире, посещает Константинополь; летом приезжает в Одессу.

1873 После непродолжительного путешествия весной по Восточной Европе прибывает в Париж. По указу Учителя отправляется в Нью-Йорк. Прибывает туда 7 июля.

1874 В октябре встречает полковника Генри Стил Олкотта в доме братьев Эдди в Читтендене (штат Вермонт).

1875 Вместе с Г. С. Олкоттом, У.К.Джаджем и др. основывает 8 сентября Теософское общество. 17 ноября Олкотт официально объявляет о создании общества.

1877 Осенью опубликована первая крупная работа Е.П.Б. Разоблачённая Исида.

1878 8 июля получает американское гражданство. 17 декабря отплывает в Индию с полк. Олкоттом. Поселяется в Бомбее.

1879 Основывает свой первый журнал Теософ (в октябре), что способствует быстрому росту Теософского движения в Индии в 1879-83 годах.

1882 Штаб-квартира Общества 19 декабря переносится в Адьяр (Мадрас, Индия).

1884 В сопровождении Олкотта и других 20 февраля отплывает в Европу. После посещения Ниццы временно поселяется в Париже для работы над Тайной Доктриной. В апреле ненадолго приезжает в Лондон; летом живёт там шесть недель, затем едет в Эльберфельд (Германия). В октябре снова в Лондоне, через месяц отплывает в Индию через Порт-Саид и Каир. Прибывает в Адьяр 21 декабря.

1885 Февраль - тяжело и опасно больна. 31 марта её увозят в Неаполь, и она навсегда покидает Индию. После трёхмесячного пребывания в Торре-дель-Греко поселяется в Вюрцбурге (Германия), где пишет существенную часть Тайной Доктрины.

1886 В июле переезжает в Остенде (Бельгия), по пути останавливается в Эльберфельде.

1887 В мае поселяется в Лондоне, где учреждается Ложа Блаватской; в сентябре начинает выходить журнал Люцифер.

1888 Поздней осенью выходит первый том Тайной Доктрины, к концу года - второй. Основана Эзотерическая секция.

1889 Публикуются Ключ к теософии и Голос Молчания.

1890 В Лондоне, на Авеню-Роуд, 19, основана европейская штаб-квартира Теософского общества.

1891 Скончалась 8 мая. Кремирована в Уокингском крематории (графство Суррей, Англия).

Примечание: Хронология взята из книги Сильвии Крэнстон. H.P.B. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения.


Нас забудут не раньше чем в среду к утру)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Рейтинг@Mail.ru