"Принципов Истины - семь: тот кто знает их (с пониманием), тот обладает магическим ключом, при прикосновении которого распахиваются все двери Храма." 1) Принцип ментализма
Этот принцип выражен в следующем изречении из Kybalion'a: "Все (в смысле Абсолютного, Целого, Всеединого) есть ум; Вселенная есть нечто умственное". В дальнейшем изложении мы будем переводить герметический термин topan словом "Всеединое" или Абсолютное, понимая под Абсолютным не "отрешенное", т.е. не некую чисто духовную Реальность, или Сущность, лежащую в основе всего феноменального мира и рассматриваемую совершенно отдельно от всех Ее проявлений, а "Всецелое", или Всеединое, т.е. То, что заключает в себе все: как эту чисто духовную сущность, так и все когда-либо бывшие, теперь существующие и возможные в будущем ее проявления. Одно из изречений Kybalion'a гласит: "В основе существующей во времени, пространственной и изменяющейся Вселенной или за этой Вселенной можно всегда найти субстанциальную реальность - основную истину".
Иными словами, философия герметизма признает, что за миром преходящих явлений лежит некая вечная, неизменная Сущность. Вселенная же, подчиненная формам пространства, времени и причинности, - лишь ее проявление. Согласно герметическому учению, Сущность эта непознаваема до конца. Лишь Всеединое может вполне знать Само Себя.
Но и мы можем знать кое-что об этой субстанциальной Реальности, существование Которой возвещается нам видимой вселенной. Мы знаем, что эта Реальность включает в себя решительно все, что есть, было и будет; знаем, что она вечна, бесконечна и неизменима - т.е. закончена, завершена, или совершенна. Мы знаем, что она проявляется как разум, как энергия и как материя.
Материя - это низшее, наиболее иллюзорное проявление Всеединого, разум - высшее его проявление. Хотя и невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающего определения Всеединого, или Абсолютного, однако мы можем сказать, что Оно прежде всего есть.
Жизнь и Разум - бесконечный, живой Разум, иными словами, то, что принято подразумевать под словом "Дух".
"Вселенная есть нечто умственное - она содержится в уме всеединого". Так гласит изречение из Kybalion'a.
Далее говорится, что "Всеединое создает в своем бесконечном разуме бесчисленные Вселенные, которые существуют в течение зонов; и однако для всеединого созидание, развитие и упадок и смерть миллионов вселенных является как бы одним мигом".
Итак, все, что существует в мире явлений, содержится в уме Всеединого; вся вселенная есть лишь мысленный образ, созданный бесконечным Разумом; но с другой стороны - всеединое есть во всем, имманентно всему; хотя оно, пребывая в проявленной вселенной, все же бесконечно выше ее, ибо не исчерпывается ею и заключает в себе возможность бесконечных новых вселенных. Но если вселенная есть умственный образ, содержащийся в Разуме Всеединого, то в таком случае все есть иллюзия, все есть сон, лишенный всякой реальности! Ведь если мы проникнемся таким миросозерцанием, то мы станем какими-то беспочвенными идеалистами, совершенно непригодными для энергичной практической деятельности, которой от нас требует жизнь. Часто приходится слышать подобные мнения. Однако эти опасения совершенно не основательны.
Законы вселенной не становятся менее незыблемыми оттого, что мы узнаем, что они лишь мысленные формы, созданные бесконечным Разумом. Нарушение этих законов приносит нам совершенно одинаковые страдания, как бы мы ни смотрели на вселенную: как на чисто материальный агрегат или как на результат взаимодействия энергий, или как на мыслящий образ, созданный Разумом Всеединого и содержащийся в Нем. Эти законы требуют от нас энергичной деятельности, и притом деятельности бескорыстной, направленной ко всеобщему благу; и всякая попытка ускользнуть от действия этих законов вызывает лишь жестокие страдания, заставляющие нас очнуться и понять, что закон нашей жизни нисколько не менее неумолим и реален оттого, что мы познали умственную природу вселенной и относительную нереальность материи и даже энергии.
"Kybalion" содержит на этот счет следующее чрезвычайно характерное изречение:
"Люди, усвоившие истинную мудрость лишь наполовину, признав относительную нереальность вселенной, воображают, что они могут бросить вызов ее законам: такие люди - пустые и самонадеянные безумцы, и они разбиваются во прах о скалы и разрываются на части элементами вследствие своего безумия. Истинные мудрецы, зная природу вселенной, противопоставляют верховный Закон другим законам, высшие законы низшим. При помощи алхимического искусства они превращают нежелательное в то, что достойно (их стремлений), и таким образом торжествуют над всем враждебным.
Власть адепта состоит не в ненормальных снах, в видениях и в фантастической игре воображения или исполненной праздных мечтаний жизни, а в пользовании высшими силами для борьбы с низшими; в том, чтобы избегнуть страданий, связанных с жизнью на низших плоскостях сознания, заставляя свое существо вибрировать на плоскостях высших. Превращение, а не самонадеянное отрицание - таково оружие адепта".
Особено важно усвоить истину, содержащуюся в следующем афоризме из Kybalion'a: "Хотя все существует во всеедином, но не менее верно и то, что всеединое есть во всем. К тому, кто действительно понимает эту истину, пришло великое знание". Это изречение содержит признание имманентности Абсолютного во вселенной и в человечестве. Абсолютное пребывает в проявленной вселенной; но это еще вовсе не значит, что оно всецело исчерпывается этим своим проявлением.
Иначе говоря, мир не есть Бог, как учит вульгарный пантеизм; Бога и мир нельзя отождествлять, но тем не менее Бог присутствует в мире и в человечестве. Он, если можно так выразиться, Душа души мира - его внутренняя духовная сущность; и в то же время Он неизмеримо выше мира. Но нам важно понять, что Всеединое есть во всем и, следовательно, и в нас самих. И поскольку мы осознаем эту истину, но осознаем не только интеллектуально, а эмоционально, непосредственно ощутив присутствие Всеединого в нашей душе, постольку мы и будем истинно религиозными людьми. В таком осознании присутствия в нас Божества и заключается, по мнению герметистов, сущность истинной религии.
Отношение между Богом и человеком, по учению герметизма, таково же, как отношение между нашим "я" и нашими мыслями. Наше "я" творит мысленные образы, и оно не тождественно с ними. Можно сказать лишь, что оно временно и, притом, только кажущимся образом может отождествлять себя с этими образами, пока все внимание наше поглощено ими. Но наше "я" не исчерпывается этими мысленными образами - оно имеет независимое от них бытие; оно их творец и в то же время оно несомненно живет в них. Это парадоксально, но это так.
Да, впрочем, и все глубочайшие истины, высказываемые нами относительно вселенной и собственно нашего существа всегда парадоксальны. Однако парадоксы эти каким-то образом примиряются в жизни, следовательно это - парадоксы только для нашего ограниченного ума; бесконечный Разум Всеединого должен содержать их логическое объяснение и примирение, хотя в терминах логики совсем иного порядка, чем наша человеческая логика, основные законы которой были формулированы Аристотелем и Бэконом.
2) Принцип соответствия, или аналогии
Об этом принципе герметической философии уже упоминалось при рассмотрении "Изумрудной скрижали". Теперь мы остановимся на нем несколько подробнее.
Этот принцип заключает в себе ту истину, что существует гармония, согласие, соответствие между многими планами - Проявлениями Жизни и Бытия. Эта истина справедлива вследствие того, что все, что включает Мироздание, происходит из одного источника, и аналогичные законы и принципы, и характеристики применимы к различным элементам и сочетаниям элементов энергии, хотя каждый элемент по своему проявляется в своей плоскости.
Согласно принципу аналогии, существует соответствие между явлениями и законами трех миров: духовного, умственного и физического. Этот принцип позволяет нам строить правильные заключения по аналогии от фактов видимого мира к фактам миров невидимых. Овладевший этим принципом может применять его к исследованию самых отвлеченных проблем, подобно тому, как овладевший основами геометрии может применять правила ее к решению самых сложных астрономических вопросов и, сидя в своей комнате, исследовать соотношения между небесными телами, находящимися на огромных расстояниях от него. Приложимость принципа аналогии к исследованию всевозможных проблем, оправдываемая данными сверхчувствительного опыта, является наилучшим доказательством существования единого, разумного плана, лежащего в основе вселенной.
Те плоскости, или миры, на которые герметисты для целей классификации явлений подразделяют вселенную, не надо представлять себе резко разграниченными друг от друга. В сущности, разница между ними лишь в быстроте и характере вибраций единой космической субстанции.
Аналогия между человеком и вселенной, или между микрокосмом и макрокосмом проявляется прежде всего в том, что как в первом, так и в последнем, можно различать семь начал. Это так называемые "семь начал человека" и семь космических сфер, которые находятся в соответствии друг с другом.
Для удобства размышления и изучения эзотерическая философия полагает, что мироздание условно можно разделить на семь классов явлений, известных под названием Планов Бытия. Эти деления более или менее искуственны и произвольны, так как в действительности, все эти деления есть не что иное, как восходящие ступени лестницы жизни, нижней точкой которой является простейшая недифференцированная материя, а высшей - Дух. Более того, различные планы незаметно переходят из одного в другой, так что четкого разграничения и разделения между высшими проявлениями одного нижележащего по частотной шкале плана и низшими проявлениями вышележащего провести невозможно. Иными словами, семь планов Бытия можно считать семью уровнями – проявлениями жизни на разных ступенях частотной и соответственно эволюционной лестницы.
Часто возникает вопрос о значении слова "план Бытия", который обычно ставится таким образом: является ли план местом, включающим измерения, или просто положением или состоянием? Нет, ни местом, ни обычным измерением пространства. Его можно рассматривать как состояние или положение, но не в шкале положения измеряемых предметов. В этом заключается некоторый парадокс.
Но давайте исследуем понятие измерение. Обычные измерения пространства - долгота, широта, высота, или длина, ширина, высота, плотность или окружность (округлость и толщина). Но существует другое измерение - и это измерение называется "четвертым измерением", мерилом, используемым при определении уровней или планов. Это
Четвертое измерение, как вы уже догадались, можно назвать измерением Вибраций, ибо все вибрирует, вибрирует не только с различной скоростью движения, но и в различных направлениях и различным способом.
Степени скорости или частоты вибрации определяют уровни измерения по шкале вибраций - иными словами, уровни Четвертого измерения. А эти уровни формируют то, что оккультисты называют планами. Так что, хотя план и не место, и даже не состояние или положение, все же он обладает качествами, присущими и тому и другому.
Итак, планы Бытия - различные уровни частотной организации. Наиболее доступным для восприятия и изучения нам представляется самый плотный и грубый план бытия: Физический план или мир плотный по состоянию материи. И хотя он кажется наиболее реальным, т.к. его можно пощупать, следует иметь в виду, что это всего лишь слепок, отражение события, проекция, матрица которой находится в значительно более высоких слоях. И максимальная "реалистичность" физического плана определяется только фиксацией воспринимающего сознания на частоте вибраций, соответствующей грубой материи.
Рассмотрим теперь каждый из трех миров - физический, умственный и духовный в отдельности, чтобы дать читателям хотя бы самое общее понятие о том, что разумеют под этими мирами герметисты.
Прежде всего напомним, что миры эти не разграничены друг от друга резко в пространстве. Высший мир проникает собою низший подобно тому, как вода проникает поры опущенной в нее губки. Как уже было упомянуто, разница между мирами сводится, в сущности, к разнице в быстроте и характере вибраций единой космической субстанции. Притом не надо упускать из виду, что со стороны сознания высшим мирам соответствует восприятие высших измерений пространства.
Каждый из трех миров подразделяется на семь плоскостей ("планов", как их называют в современных сочинениях по теософии), в каждой из которых в свою очередь можно различать семь подразделений.
Физический план - это область явлений Вселенной, включающая все, относящееся к физике, т.е. к материальным предметам, силам и явлениям. Но мы знаем, что отдельно существующей материи не бывает, материя есть наиболее грубая энергия низкой частоты вибраций определенного типа.
Структуры физического плана наиболее плотные и соответственно наименее подвижные и пластичные, хотя и на физическом плане есть градации в частотах вибрации: например, твердые тела, жидкие тела или газообразные тела, далее более тонкие формы материи энергии физического плана от электричества до радиации, т.е. мир физический условно подразделяется на мир грубого вещества и мир тонкого вещества.
Следущий план - эфирный план, мир грубой энергии, который тоже по существу является физическим, поскольку эфир - вещество чрезвычайной тонкости, пластичности, упругости, заполняющее все пространство и являющееся средой передачи энергии физических явлений, таких как свет, тепло, электричество и т.п. Эфирный план лучше всего охарактеризовать словом "поле", изучением свойств которого также занимается физика.
Физический и эфирный планы есть каркас, структура, вещество, отличие которых от неживой материи весьма условно.
От физических уровней Бытия, поднимаясь выше по частотной шкале вибраций, мы попадаем в мир Желаний или Астральный план, который является еще более тонким и невидимым, но тем не менее, хорошо чувствуемым. Это мир тонкой энергии. В свою очередь, в зависимости от частоты вибраций, Астральный план тоже можно условно разделить на три уровня:
1. Уровень страстей и чувственных желаний
2. Уровень нейтральных чувств
3. Уровень высших желаний
Астральный план - это мир эмоций, воображения, желания – импульсивный план. Он насыщен образами, картинами, влияющими на поведение человека.
Еще более тонкий план - Ментальный план - мир мысли. Условно его можно разбить на два больших подплана: мир Конкретной мысли и мир Абстрактной мысли.
Мир конкретной мысли - мир конкретных форм, стереотипов, в нем существуют матрицы-шаблоны, формирующие память, в том числе и память природы, отражаясь в окружающем эфире.
Мир Абстрактной мысли - мир идей или эйдосов о всем живом, в том числе и о желаниях и эмоциях.
На границе этих слоев находится фокусная точка скрещения – точка перехода Идеи (Духа) в материю. Отсюда приходит стимул к действию или решение воздержаться от такового. Интерес или безразличие дают побудительный мотив к действию и являются теми пружинами, которые движут миром. На более осознанной стадии определяющим фактором является долг.
Мир ментальный - мир грубой информации, пространство отвлеченных идей, мыслей, абстрактных построений. Здесь нет страстей, порывов, здесь царит разум. Этот план охватывает проявления жизни и мышления, характерные для человека в его различных уровнях и градациях.
Выше по уровню частотной шкалы находятся миры Духовные.
Бодхический план - мир тонкой информации.
В Каузальном плане – сверхинформационном уровне, мире причин лежат причины всех явлений, в том числе и кармические завязки индивидуума. Это мир архетипов.
Атманический уровень - уровень единства.
По принципу Аналогии, человек подобен макрокосму, и является микрокосмом, построенным по образу и подобию Мироздания. Человек объединяет в себе два различных по вибрациям существа: "Высшее Я", искра Духа или зерно Истины - та самая искра, отделившаяся от Абсолюта для воплощения и проявления, обитающее на двух высших Духовных уровнях. "Высшее Я" окружено 72 архетипами, заключенными в тонкоинформационном теле, находящемся в грубоинформационном теле.
На уровне грубоинформационного плана - ментального мира, искра Духа отражается, проецируя низшее "я", являющееся инструментом взаимодействия с более плотными мирами.
Итак, "Истинное Я" человека, проецируясь вниз по частотной шкале, окружается оболочками жизни из материи определенной частоты, формируя так называемые "тела" или оболочки, хотя точнее их назвать энергоинформационными структурами, которые взаимно проникают и пронизывают друг друга, не разделяясь между собой.
Соответственно частотным планам Мироздания таких тел у человека тоже семь, названных соответственно планам. Тела не разделены между собой пространственно, и так как они взаимопроникающи, то вибрации, возникающие на Духовных планах, сразу же оказывают влияние на все тела сразу и на каждое в отдельности, проявляясь через соответствующие вибрации. Итогом может быть или непосредственный переход вибраций на физический организм сразу (например, болезнь, причина которой лежит на кармическом уровне), или опосредованное проявление через чувства, желания, мысли, действия.
Итак, человек - это макрокосм в миниатюре, состоящий из семи различных полевых структур - тел.
Эфирное тело соответствует физическому, повторяя физическое тело, но менее плотное, и большее по форме. Эфирное тело является проводником взаимодействий энергий физического и более тонких миров. На уровне эфирного тела находятся энергетические центры физического тела, управляющие состоянием физического тела.
Следующее тело соответствует миру желаний - Астральному миру. В нем запечатлены и отражены мечты, желания, чувства, также записаны высшие и низшие программы человека, которые он отрабатывает и нарабатывает в течение жизни.
Физическое, эфирное, астральное и низкочастотная часть ментального мира - мир конкретных мыслей составляют то, что мы понимаем под личностью или эго человека.
Ментальное тело, соответствующее миру мыслей, отражает информацию о шаблонах, стереотипах, правилах поведения и формах действия в низкочастотной части, называемом телом конкретной мысли (Разум). Разум - посредник между личностью, "эго" человека и его высшим "Я", сущностью, обитающей в более тонких мирах, и воздействующей через мир идей, тело абстрактной мысли.
Наложение этих трех структур - тел и дает общую полевую структуру вокруг физического тела и пронизывающую его, которую в просторечии называют биополем, что не совсем верно, или аурой, наиболее полно отражающую психофизиологическое и информационно-энергетическое состояние человека.
Понимание духовного мира еще настолько трудно для обыкновенного человеческого ума, что о нем можно сообщить лишь самые общие сведения. Мир этот населен высокими духовными существами, некоторые из которых совсем не имеют тела, хотя бы даже состоящего из тончайшей эфирной материи, а скорее как бы облечены в тонкие виды энергии.
В духовном мире отсутствует иллюзия обособленного личного существования, порождающая эгоизм (хотя сохраняется глубочайшая сущность личного самосознания, так сказать, корень его, возможность его проявления); здесь всякое существо непосредственно ощущает единство жизни, проникающей вселенную. На низшей плоскости духовного мира обитают адепты, сверхлюди, в которых вполне раскрылись высшие духовные начала (Атма и Буддхи). На высших плоскостях обитают ангелы, архангелы и высокие, божественные существа - воистину "боги" по сравнению с человеком, принадлежащие к высшим степеням небесной иерархии. Наступит время, когда человечество перестанет отрицать их существование, устыдится своих материалистических воззрений, своей самоуверенной ограниченности и самомнения и захочет учится у этих высоких существ и помогать им в работе одухотворения природы.
Между всеми тремя мирами и их подразделениями наблюдается замечательная аналогия, как в том семеричном плане, по которому построены все они, так и в законах, управляющих явлениями этих миров. Во всех трех мирах имеют полную силу семь основных законов, установленных герметической философией: закона ментализма, аналогии, вибрации, полярности, ритма, причинности и двойственности активного и пассивного начал.
3) Принцип вибрации
Герметическая философия учит, что в природе "Ничто не находится в покое; все движется, все вибрирует", как выражен этот принцип в Kybalion'e. Герметисты придавали этому принципу огромное значение, как это видно из следующих слов одного старинного герметиста: "Тот, кто понимает принцип вибрации, тот схватил символ власти".
Согласно учению герметистов, все многообразие явлений во вселенной объясняется разницей в быстроте и характере вибраций единой мировой субстанции. На одном полюсе огромной шкалы космических вибраций, там, где они наиболее быстры, находится дух; на противоположном полюсе - то, что мы называем "грубой" материей. Между этими двумя полюсами содержатся бесчисленные виды и степени вибраций, соответствующие различным проявлениям энергии и ума.
Этот принцип включает в себя ту истину, что все находится в движении, и различие между разнообразными проявлениями материи, энергии и даже Духа, зависит, главным образом, от изменения скорости вибраций.
От ВСЕГО, являющегося чистым Духом, до самых грубых форм материи, все находится в вибрации. Чем выше скорость или частота вибрации, тем выше положение на частотной шкале. Вибрация Духа происходит с такой интенсивностью и скоростью, что практически находится в покое для наблюдателя - также, как быстро вращающееся колесо кажется неподвижным. А на другом конце шкалы (диапазона) существует материя, скорость и частота вибрации которой настолько низка, что она также кажется неподвижной. Между этими двумя полюсами существует бесчисленное множество различных степеней вибрации. От элементарных частиц до миров и галактик - все находится в состоянии вибрации. Это также справедливо и по отношению к различным планам энергии и силы, которые являются ничем иным, как различными степенями колебания, это также справедливо и в планах Разума, состояние которого зависит от частоты вибрации, а также в духовных планах.
Итак, все не только находится в движении и вибрации, а "разница" между различными проявлениями всеобщей силы происходит единственно из изменяющегося темпа и типа вибраций. Все, что мы называем материей или энергией, есть не что иное, как типы вибрационного движения.
Энергия в различных формах - это основа жизни всего сущего. В сущности, все что нас окружает в видимом или невидимом мире, есть энергия, разница лишь в том, в каком состоянии плотности (которое зависит от частоты вибрации) она находится. Можно сказать, что материя - это уплотненная энергия, а Дух - энергия высочайшей частоты вибрации. Энергия - универсальная субстанция, пронизывающая весь мир, и формы этой энергии определяются частотой вибрации. Все что нас окружает - электричество, свет, дома, вода, вещи, мысли, эмоции и т.д. - все есть энергия, только проявленная в различных качествах.
Психика человека тоже есть энергия, и энергия эта управляет человеческим организмом и самим человеком, она насыщает каждую клеточку организма, как солнечное излучение насыщает пространство. С точки зрения оккультизма, мысль, эмоция, воля и вообще все наши психические состояния суть также не что иное, как вибрации среды более тонкой, чем эфир и низший астрал. Такие вибрации, возникнув в мозге одного человека, имеют тенденцию возбуждать сходные вибрации в других людях подобно тому, как возбуждаются электрические токи через индукцию. Этим оккультисты объясняют отчасти явления телепатии, гипноза и вообще влияние одного ума на другой. Умение вызывать в себе произвольно те или иные астральные и ментальные вибрации, а также передавать их другим людям относится к области духовной или умственной алхимии, которая особенно ревностно культивируется адептами герметизма, как самое ценное из всех искусств.
Однако существуют разные уровни энергетической организации. Есть более грубые "вещественные" формы энергии, и эта градация наблюдается в человеческом организме, который существует в нескольких энергетических планах одновременно, независимо от того, осознает ли это сам человек или нет.