Приветствую Вас Гость
Четверг
21.11.2024
23:12

Сонное Царство

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕРМЕТИЗМА
ШаманычДата: Среда, 03.06.2009, 19:07 | Сообщение # 1
Нагваль нах
Группа: Администраторы
Сообщений: 1986
Статус: Offline
Герметические тексты

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕРМЕТИЗМА

Лишь со сравнительно недавнего времени мы стали видеть историю развития человеческой мысли в более или менее правильной перспективе. Еще недавно, например, колыбелью философской мысли считалась древняя Греция. Между тем, исследования таких ученых, как Макс Мюллер, Гарбе, Тибо и, в особенности, Дейссен, показали, что еще задолго до зарождения философской мысли в древней Элладе индусы обладали уже подробно разработанными философскими системами, которые по стройности и глубине могут поспорить не только с Платоном и Аристотелем, но и с произведениями многих позднейших европейских философов. Многие наиболее ценные идеи этих последних можно найти уже в довольно развитой и совершенной форме в древних индусских философских системах: Санкья, Веданте и Йоге. По вопросу о древности этих систем философии между различными учеными авторитетами существуют, впрочем, большие разногласия; но даже Макс Мюллер, относящийся крайне осторожно ко всему, что подтверждает древность главнейших произведений индусской письменности, признает, что в основных чертах все главные системы индусской философии существовали еж╦ в период Упанишад, т.е. по крайней мере за 700 лет до Р.Х.

Древность идей египетского герметизма точно так же не подлежит сомнению. Правда, древнейшие псиьменные памятники герметизма - так называемые "Книги Гермеса Трисмегиста", из которых наиболее известны "Пимандр", "Асклепий", "Дева Мира" и "Разговоры Гермеса с Татом" - все эти памятники относятся большинством ученых к последним векам дохристианской эры, а некоторыми более скептически настроенными исследователями даже к II и III в. по Р.Х. Но все серьезные исследователи считают несомненным, что эти произведения являются переделкой или пересказом других, гораздо более древних документов или традиций, передававшихся изустно посвященными в египетские и греческие мистерии. Египетское происхождение герметической литературы также бесспорно; особенно убедительно доказывается оно в сочинении Рейценштейна о "Пимандре" и в капитальном труде Мида "Thrice-Greatest Hermes. Studies in Hellenistic Theosophy and Gnosis". После исследований этих авторов надо считать окончательно опровергнутой теорию, предложенную некоторыми старинными немецкими писателями, считавшими, что книги, приписываемые Гермесу Трисмегисту, суть не что иное, как отчасти плагиат, отчасти переделка Евангелий и других древнейших памятников христианской письменности.

У нас проф. Зелинский в своей книге "Соперники христианства" пытался выставить другую теорию - не египетского, а аркадского происхождения идей герметизма. По его мнению, герметическая литература возникла лишь незадолго до Р.Х., когда аркадский культ Гермеса слился в Египте с культом Тота, играющего в египетском пантеоне ту же роль, которую в греческом играет Гермес. Но если общение между последователями этих двух культов и есть несомненный исторический факт, то им немало не опровергается другой столь же несомненный и более существенный факт, что все главные идеи позднейшего, эллинизированного герметизма были известны египтянам задолго до возникновения эллинской культуры. Об этом свидетельствуют, например, труды талантливого исследователя древней египетской "Книги мертвых" В.М. Адамса, исследования которого высоко ценит такой знаток египетологии, как Масперо. Наконец, твердо установлен тот факт, что вообще все наиболее ценные идеи, которые дала нам греческая философия, слагались в умах греческих мыслителей под непосредственным влиянием знакомства их с египетской культурой. Было бы противно здравому смыслу искать объяснение миросозерцания древних египтян в Элладе, когда нам известно, что величайшие греческие мыслители совершали путешествия в Египет, чтобы приобщиться к той мудрости, которою славились египетские жрецы-философы. Вспомним, хотя бы то, что говорится в начале "Тимея" Платона. Там рассказывается о посещении Египта Солоном и упоминается о том, что египетские жрецы сказали ему, что считают греческую цивилизацию как бы младенческой по сравнению со своей, египетской, так как у греков не было записей, восходящих до древнейших времен, тогда как у египетских жрецов имеется летопись событий, происходивших за 9000 лет до того времени, т.е. до 600 г. до Р.Х.; в эту отдаленную эпоху, по их свидетельству, произошла катастрофа, поглотившая под водами Атлантического океана остров Посейдонис - последний остаток некогда грандиозной цивилизации атлантов.

Несмотря на то, что многие ученые относятся весьма скептически к традиционым данным о преемственности религиозных и философских идей и вообще культурных завоеваний человечества, следует признать, что эти древние традиционные взгляды часто оказываются гораздо более правдоподобными, чем многие модные научные теории. Последние часто отцветают, не успев расцвесть; между тем мы видим, что по мере того, как археологами, палеонтологами и другими учеными накапливается новый ценный материал, в нем находится все больше данных, подтверждающих традиционные учения, сохранившиеся в тайных обществах, учения, над которыми еще недавно принято было смеяться, как над баснями, созданными разнузданной фантазией наших предков. Людей, смотревших на дело иначе, считали или неучами, или шарлатанами. Вспомним хотя бы вопрос о той же Атлантиде. Давно ли относили ее к области чистой фантастики; а теперь, как открытия геологов, так и археологические работы Шлиманов (дела и внука), а также ученого исследователя погибших цивилизаций Мексики и Юкатана, Le Plonqeon'а, подтверждают все то, что утверждается об Атлантиде в оккультных традициях. И подобных примеров можно было бы привести немало.

Итак, целых ряд соображений дает нам право утверждать, что в сохранившихся книгах Гермеса Трисмегиста мы имеем по меньшей мере весьма ценных отголосок подлинной эзотерической мудрости древних египтян, которая, наряду с мистическими и философскими учениями индусов, была первоисточником, откуда так или иначе черпали свои наиболее ценные идеи все позднейшие основатели идеалистических философских школ и религиозных учений.

Египетским божеством, соответствующим греческому Гермесу, был Тот, или Тегут. Большинство египтологов считают его олицетворением мудрости и науки египетской греческой касты и полагают, что под его именем египетские жрецы писали свои трактаты по религиозным вопросам, философии, магии и другим отраслям знания. В старинном сочинении монаха Георгия Синцелла есть интересные цитаты из книги знаменитого египетского жреца Манефона или, вернее, Май-Эн-Тота, современника Птолемея Филадельфа. Синцелл говорит, что те древние памятники, из которых черпал свои сведения Манефон, были покрыты надписями, сделанными на священном языке первым Тотом-Гермесом, называемым также Агатодаймоном; после потопа (речь идет, очевидно, о гибели Атлантиды) эти надписи были переведены на господствовавшее тогда наречие вторым Гермесом, Трисмегистом, сыном первого. Но записаны еще иероглифическими письменами и в такой виде были сохранены Татом, сыном Гермеса Трисмегиста, в святилищах египетских храмов.

Мид считает, что здесь мы имеем указание на три эпохи в развитии египетских религиозных мистерий:

1) в первую эпоху, олицетворяемую первым Тотом, или Агатодаймоном, архаическая традиционная мудрость, унаследованная египтянами непосредственно от атлантов, сохранялась на каменных памятниках в виде иероглифических надписей, сделанных на древнейшем священном языке;

2) во вторую эпоху, олицетворяемую Гермесом Трисмегистом, священные предания сохранялись как в надписях на памятниках, так и в манускриптах, написанных уже на древнем египетском языке, но еще гиератическими письменами;

3) в третью же эпоху, которую олицетворяет Тат, сын Гермеса Трисмегиста, жрецы записывали древние предания на позднейшем египетском наречии демотическими письменами и переводили их также на греческий язык.

Однако есть основание предполагать, что Тот только впоследствии сделался олицетворением Божественного Разума, или Логоса, а также вдохновляемого Им египетского жречества, но что на самом деле он был вполне реальной человеческой личностью, выходцем из Атлантиды, принесшим древним египтянам мудрость атлантов. Так, по крайнем мере, гласит оккультное предание, и оно вполне подтверждается новейшими открытиями в области археологии, сделанными младшим Шлиманом. Эти открытия являются фактическим обоснованием многого из того, что сообщается о цивилизации погибшей Атлантиды и о влиянии ее на египетскую культуру в преданиях, хранимых некоторыми оккультными братствами и отчасти обнародованных в сочинении Е.П. Блаватской "The Secret Doctrine") ("Тайная доктрина"). В виду этих новейших открытий нельзя уже отвергать a priori утверждение оккультистов, что во фрагментах книги Гермеса Трисмегиста и в алхимических сочинениях позднейших герметистов мы имеем отголосок архаической мудрости атлантов, создавших в глубокой древности совершенно своеобразную и чрезвычайно высокую культуру.

Основные учения герметиков
Принцип ментализма
Принцип соответствия, или аналогии
Принцип вибрации
Принцип полярности
Принцип ритма
Принцип причинности
Принцип двойственности активного и пассивного начала


Нас забудут не раньше чем в среду к утру)
 
ШаманычДата: Среда, 03.06.2009, 19:07 | Сообщение # 2
Нагваль нах
Группа: Администраторы
Сообщений: 1986
Статус: Offline
"Принципов Истины - семь: тот кто знает их (с пониманием), тот обладает магическим ключом, при прикосновении которого распахиваются все двери Храма."

1) Принцип ментализма

Этот принцип выражен в следующем изречении из Kybalion'a: "Все (в смысле Абсолютного, Целого, Всеединого) есть ум; Вселенная есть нечто умственное". В дальнейшем изложении мы будем переводить герметический термин topan словом "Всеединое" или Абсолютное, понимая под Абсолютным не "отрешенное", т.е. не некую чисто духовную Реальность, или Сущность, лежащую в основе всего феноменального мира и рассматриваемую совершенно отдельно от всех Ее проявлений, а "Всецелое", или Всеединое, т.е. То, что заключает в себе все: как эту чисто духовную сущность, так и все когда-либо бывшие, теперь существующие и возможные в будущем ее проявления. Одно из изречений Kybalion'a гласит: "В основе существующей во времени, пространственной и изменяющейся Вселенной или за этой Вселенной можно всегда найти субстанциальную реальность - основную истину".

Иными словами, философия герметизма признает, что за миром преходящих явлений лежит некая вечная, неизменная Сущность. Вселенная же, подчиненная формам пространства, времени и причинности, - лишь ее проявление. Согласно герметическому учению, Сущность эта непознаваема до конца. Лишь Всеединое может вполне знать Само Себя.

Но и мы можем знать кое-что об этой субстанциальной Реальности, существование Которой возвещается нам видимой вселенной. Мы знаем, что эта Реальность включает в себя решительно все, что есть, было и будет; знаем, что она вечна, бесконечна и неизменима - т.е. закончена, завершена, или совершенна. Мы знаем, что она проявляется как разум, как энергия и как материя.

Материя - это низшее, наиболее иллюзорное проявление Всеединого, разум - высшее его проявление. Хотя и невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающего определения Всеединого, или Абсолютного, однако мы можем сказать, что Оно прежде всего есть.

Жизнь и Разум - бесконечный, живой Разум, иными словами, то, что принято подразумевать под словом "Дух".

"Вселенная есть нечто умственное - она содержится в уме всеединого". Так гласит изречение из Kybalion'a.

Далее говорится, что "Всеединое создает в своем бесконечном разуме бесчисленные Вселенные, которые существуют в течение зонов; и однако для всеединого созидание, развитие и упадок и смерть миллионов вселенных является как бы одним мигом".

Итак, все, что существует в мире явлений, содержится в уме Всеединого; вся вселенная есть лишь мысленный образ, созданный бесконечным Разумом; но с другой стороны - всеединое есть во всем, имманентно всему; хотя оно, пребывая в проявленной вселенной, все же бесконечно выше ее, ибо не исчерпывается ею и заключает в себе возможность бесконечных новых вселенных. Но если вселенная есть умственный образ, содержащийся в Разуме Всеединого, то в таком случае все есть иллюзия, все есть сон, лишенный всякой реальности! Ведь если мы проникнемся таким миросозерцанием, то мы станем какими-то беспочвенными идеалистами, совершенно непригодными для энергичной практической деятельности, которой от нас требует жизнь. Часто приходится слышать подобные мнения. Однако эти опасения совершенно не основательны.

Законы вселенной не становятся менее незыблемыми оттого, что мы узнаем, что они лишь мысленные формы, созданные бесконечным Разумом. Нарушение этих законов приносит нам совершенно одинаковые страдания, как бы мы ни смотрели на вселенную: как на чисто материальный агрегат или как на результат взаимодействия энергий, или как на мыслящий образ, созданный Разумом Всеединого и содержащийся в Нем. Эти законы требуют от нас энергичной деятельности, и притом деятельности бескорыстной, направленной ко всеобщему благу; и всякая попытка ускользнуть от действия этих законов вызывает лишь жестокие страдания, заставляющие нас очнуться и понять, что закон нашей жизни нисколько не менее неумолим и реален оттого, что мы познали умственную природу вселенной и относительную нереальность материи и даже энергии.

"Kybalion" содержит на этот счет следующее чрезвычайно характерное изречение:

"Люди, усвоившие истинную мудрость лишь наполовину, признав относительную нереальность вселенной, воображают, что они могут бросить вызов ее законам: такие люди - пустые и самонадеянные безумцы, и они разбиваются во прах о скалы и разрываются на части элементами вследствие своего безумия. Истинные мудрецы, зная природу вселенной, противопоставляют верховный Закон другим законам, высшие законы низшим. При помощи алхимического искусства они превращают нежелательное в то, что достойно (их стремлений), и таким образом торжествуют над всем враждебным.

Власть адепта состоит не в ненормальных снах, в видениях и в фантастической игре воображения или исполненной праздных мечтаний жизни, а в пользовании высшими силами для борьбы с низшими; в том, чтобы избегнуть страданий, связанных с жизнью на низших плоскостях сознания, заставляя свое существо вибрировать на плоскостях высших. Превращение, а не самонадеянное отрицание - таково оружие адепта".

Особено важно усвоить истину, содержащуюся в следующем афоризме из Kybalion'a: "Хотя все существует во всеедином, но не менее верно и то, что всеединое есть во всем. К тому, кто действительно понимает эту истину, пришло великое знание". Это изречение содержит признание имманентности Абсолютного во вселенной и в человечестве. Абсолютное пребывает в проявленной вселенной; но это еще вовсе не значит, что оно всецело исчерпывается этим своим проявлением.

Иначе говоря, мир не есть Бог, как учит вульгарный пантеизм; Бога и мир нельзя отождествлять, но тем не менее Бог присутствует в мире и в человечестве. Он, если можно так выразиться, Душа души мира - его внутренняя духовная сущность; и в то же время Он неизмеримо выше мира. Но нам важно понять, что Всеединое есть во всем и, следовательно, и в нас самих. И поскольку мы осознаем эту истину, но осознаем не только интеллектуально, а эмоционально, непосредственно ощутив присутствие Всеединого в нашей душе, постольку мы и будем истинно религиозными людьми. В таком осознании присутствия в нас Божества и заключается, по мнению герметистов, сущность истинной религии.

Отношение между Богом и человеком, по учению герметизма, таково же, как отношение между нашим "я" и нашими мыслями. Наше "я" творит мысленные образы, и оно не тождественно с ними. Можно сказать лишь, что оно временно и, притом, только кажущимся образом может отождествлять себя с этими образами, пока все внимание наше поглощено ими. Но наше "я" не исчерпывается этими мысленными образами - оно имеет независимое от них бытие; оно их творец и в то же время оно несомненно живет в них. Это парадоксально, но это так.

Да, впрочем, и все глубочайшие истины, высказываемые нами относительно вселенной и собственно нашего существа всегда парадоксальны. Однако парадоксы эти каким-то образом примиряются в жизни, следовательно это - парадоксы только для нашего ограниченного ума; бесконечный Разум Всеединого должен содержать их логическое объяснение и примирение, хотя в терминах логики совсем иного порядка, чем наша человеческая логика, основные законы которой были формулированы Аристотелем и Бэконом.

2) Принцип соответствия, или аналогии

Об этом принципе герметической философии уже упоминалось при рассмотрении "Изумрудной скрижали". Теперь мы остановимся на нем несколько подробнее.

Этот принцип заключает в себе ту истину, что существует гармония, согласие, соответствие между многими планами - Проявлениями Жизни и Бытия. Эта истина справедлива вследствие того, что все, что включает Мироздание, происходит из одного источника, и аналогичные законы и принципы, и характеристики применимы к различным элементам и сочетаниям элементов энергии, хотя каждый элемент по своему проявляется в своей плоскости.

Согласно принципу аналогии, существует соответствие между явлениями и законами трех миров: духовного, умственного и физического. Этот принцип позволяет нам строить правильные заключения по аналогии от фактов видимого мира к фактам миров невидимых. Овладевший этим принципом может применять его к исследованию самых отвлеченных проблем, подобно тому, как овладевший основами геометрии может применять правила ее к решению самых сложных астрономических вопросов и, сидя в своей комнате, исследовать соотношения между небесными телами, находящимися на огромных расстояниях от него. Приложимость принципа аналогии к исследованию всевозможных проблем, оправдываемая данными сверхчувствительного опыта, является наилучшим доказательством существования единого, разумного плана, лежащего в основе вселенной.

Те плоскости, или миры, на которые герметисты для целей классификации явлений подразделяют вселенную, не надо представлять себе резко разграниченными друг от друга. В сущности, разница между ними лишь в быстроте и характере вибраций единой космической субстанции.

Аналогия между человеком и вселенной, или между микрокосмом и макрокосмом проявляется прежде всего в том, что как в первом, так и в последнем, можно различать семь начал. Это так называемые "семь начал человека" и семь космических сфер, которые находятся в соответствии друг с другом.

Для удобства размышления и изучения эзотерическая философия полагает, что мироздание условно можно разделить на семь классов явлений, известных под названием Планов Бытия. Эти деления более или менее искуственны и произвольны, так как в действительности, все эти деления есть не что иное, как восходящие ступени лестницы жизни, нижней точкой которой является простейшая недифференцированная материя, а высшей - Дух. Более того, различные планы незаметно переходят из одного в другой, так что четкого разграничения и разделения между высшими проявлениями одного нижележащего по частотной шкале плана и низшими проявлениями вышележащего провести невозможно. Иными словами, семь планов Бытия можно считать семью уровнями – проявлениями жизни на разных ступенях частотной и соответственно эволюционной лестницы.

Часто возникает вопрос о значении слова "план Бытия", который обычно ставится таким образом: является ли план местом, включающим измерения, или просто положением или состоянием? Нет, ни местом, ни обычным измерением пространства. Его можно рассматривать как состояние или положение, но не в шкале положения измеряемых предметов. В этом заключается некоторый парадокс.

Но давайте исследуем понятие измерение. Обычные измерения пространства - долгота, широта, высота, или длина, ширина, высота, плотность или окружность (округлость и толщина). Но существует другое измерение - и это измерение называется "четвертым измерением", мерилом, используемым при определении уровней или планов. Это

Четвертое измерение, как вы уже догадались, можно назвать измерением Вибраций, ибо все вибрирует, вибрирует не только с различной скоростью движения, но и в различных направлениях и различным способом.

Степени скорости или частоты вибрации определяют уровни измерения по шкале вибраций - иными словами, уровни Четвертого измерения. А эти уровни формируют то, что оккультисты называют планами. Так что, хотя план и не место, и даже не состояние или положение, все же он обладает качествами, присущими и тому и другому.

Итак, планы Бытия - различные уровни частотной организации. Наиболее доступным для восприятия и изучения нам представляется самый плотный и грубый план бытия: Физический план или мир плотный по состоянию материи. И хотя он кажется наиболее реальным, т.к. его можно пощупать, следует иметь в виду, что это всего лишь слепок, отражение события, проекция, матрица которой находится в значительно более высоких слоях. И максимальная "реалистичность" физического плана определяется только фиксацией воспринимающего сознания на частоте вибраций, соответствующей грубой материи.

Рассмотрим теперь каждый из трех миров - физический, умственный и духовный в отдельности, чтобы дать читателям хотя бы самое общее понятие о том, что разумеют под этими мирами герметисты.

Прежде всего напомним, что миры эти не разграничены друг от друга резко в пространстве. Высший мир проникает собою низший подобно тому, как вода проникает поры опущенной в нее губки. Как уже было упомянуто, разница между мирами сводится, в сущности, к разнице в быстроте и характере вибраций единой космической субстанции. Притом не надо упускать из виду, что со стороны сознания высшим мирам соответствует восприятие высших измерений пространства.

Каждый из трех миров подразделяется на семь плоскостей ("планов", как их называют в современных сочинениях по теософии), в каждой из которых в свою очередь можно различать семь подразделений.

Физический план - это область явлений Вселенной, включающая все, относящееся к физике, т.е. к материальным предметам, силам и явлениям. Но мы знаем, что отдельно существующей материи не бывает, материя есть наиболее грубая энергия низкой частоты вибраций определенного типа.

Структуры физического плана наиболее плотные и соответственно наименее подвижные и пластичные, хотя и на физическом плане есть градации в частотах вибрации: например, твердые тела, жидкие тела или газообразные тела, далее более тонкие формы материи энергии физического плана от электричества до радиации, т.е. мир физический условно подразделяется на мир грубого вещества и мир тонкого вещества.

Следущий план - эфирный план, мир грубой энергии, который тоже по существу является физическим, поскольку эфир - вещество чрезвычайной тонкости, пластичности, упругости, заполняющее все пространство и являющееся средой передачи энергии физических явлений, таких как свет, тепло, электричество и т.п. Эфирный план лучше всего охарактеризовать словом "поле", изучением свойств которого также занимается физика.

Физический и эфирный планы есть каркас, структура, вещество, отличие которых от неживой материи весьма условно.

От физических уровней Бытия, поднимаясь выше по частотной шкале вибраций, мы попадаем в мир Желаний или Астральный план, который является еще более тонким и невидимым, но тем не менее, хорошо чувствуемым. Это мир тонкой энергии. В свою очередь, в зависимости от частоты вибраций, Астральный план тоже можно условно разделить на три уровня:

1. Уровень страстей и чувственных желаний

2. Уровень нейтральных чувств

3. Уровень высших желаний

Астральный план - это мир эмоций, воображения, желания – импульсивный план. Он насыщен образами, картинами, влияющими на поведение человека.

Еще более тонкий план - Ментальный план - мир мысли. Условно его можно разбить на два больших подплана: мир Конкретной мысли и мир Абстрактной мысли.

Мир конкретной мысли - мир конкретных форм, стереотипов, в нем существуют матрицы-шаблоны, формирующие память, в том числе и память природы, отражаясь в окружающем эфире.

Мир Абстрактной мысли - мир идей или эйдосов о всем живом, в том числе и о желаниях и эмоциях.

На границе этих слоев находится фокусная точка скрещения – точка перехода Идеи (Духа) в материю. Отсюда приходит стимул к действию или решение воздержаться от такового. Интерес или безразличие дают побудительный мотив к действию и являются теми пружинами, которые движут миром. На более осознанной стадии определяющим фактором является долг.

Мир ментальный - мир грубой информации, пространство отвлеченных идей, мыслей, абстрактных построений. Здесь нет страстей, порывов, здесь царит разум. Этот план охватывает проявления жизни и мышления, характерные для человека в его различных уровнях и градациях.

Выше по уровню частотной шкалы находятся миры Духовные.

Бодхический план - мир тонкой информации.

В Каузальном плане – сверхинформационном уровне, мире причин лежат причины всех явлений, в том числе и кармические завязки индивидуума. Это мир архетипов.

Атманический уровень - уровень единства.

По принципу Аналогии, человек подобен макрокосму, и является микрокосмом, построенным по образу и подобию Мироздания. Человек объединяет в себе два различных по вибрациям существа: "Высшее Я", искра Духа или зерно Истины - та самая искра, отделившаяся от Абсолюта для воплощения и проявления, обитающее на двух высших Духовных уровнях. "Высшее Я" окружено 72 архетипами, заключенными в тонкоинформационном теле, находящемся в грубоинформационном теле.

На уровне грубоинформационного плана - ментального мира, искра Духа отражается, проецируя низшее "я", являющееся инструментом взаимодействия с более плотными мирами.

Итак, "Истинное Я" человека, проецируясь вниз по частотной шкале, окружается оболочками жизни из материи определенной частоты, формируя так называемые "тела" или оболочки, хотя точнее их назвать энергоинформационными структурами, которые взаимно проникают и пронизывают друг друга, не разделяясь между собой.

Соответственно частотным планам Мироздания таких тел у человека тоже семь, названных соответственно планам. Тела не разделены между собой пространственно, и так как они взаимопроникающи, то вибрации, возникающие на Духовных планах, сразу же оказывают влияние на все тела сразу и на каждое в отдельности, проявляясь через соответствующие вибрации. Итогом может быть или непосредственный переход вибраций на физический организм сразу (например, болезнь, причина которой лежит на кармическом уровне), или опосредованное проявление через чувства, желания, мысли, действия.

Итак, человек - это макрокосм в миниатюре, состоящий из семи различных полевых структур - тел.

Эфирное тело соответствует физическому, повторяя физическое тело, но менее плотное, и большее по форме. Эфирное тело является проводником взаимодействий энергий физического и более тонких миров. На уровне эфирного тела находятся энергетические центры физического тела, управляющие состоянием физического тела.

Следующее тело соответствует миру желаний - Астральному миру. В нем запечатлены и отражены мечты, желания, чувства, также записаны высшие и низшие программы человека, которые он отрабатывает и нарабатывает в течение жизни.

Физическое, эфирное, астральное и низкочастотная часть ментального мира - мир конкретных мыслей составляют то, что мы понимаем под личностью или эго человека.

Ментальное тело, соответствующее миру мыслей, отражает информацию о шаблонах, стереотипах, правилах поведения и формах действия в низкочастотной части, называемом телом конкретной мысли (Разум). Разум - посредник между личностью, "эго" человека и его высшим "Я", сущностью, обитающей в более тонких мирах, и воздействующей через мир идей, тело абстрактной мысли.

Наложение этих трех структур - тел и дает общую полевую структуру вокруг физического тела и пронизывающую его, которую в просторечии называют биополем, что не совсем верно, или аурой, наиболее полно отражающую психофизиологическое и информационно-энергетическое состояние человека.

Понимание духовного мира еще настолько трудно для обыкновенного человеческого ума, что о нем можно сообщить лишь самые общие сведения. Мир этот населен высокими духовными существами, некоторые из которых совсем не имеют тела, хотя бы даже состоящего из тончайшей эфирной материи, а скорее как бы облечены в тонкие виды энергии.

В духовном мире отсутствует иллюзия обособленного личного существования, порождающая эгоизм (хотя сохраняется глубочайшая сущность личного самосознания, так сказать, корень его, возможность его проявления); здесь всякое существо непосредственно ощущает единство жизни, проникающей вселенную. На низшей плоскости духовного мира обитают адепты, сверхлюди, в которых вполне раскрылись высшие духовные начала (Атма и Буддхи). На высших плоскостях обитают ангелы, архангелы и высокие, божественные существа - воистину "боги" по сравнению с человеком, принадлежащие к высшим степеням небесной иерархии. Наступит время, когда человечество перестанет отрицать их существование, устыдится своих материалистических воззрений, своей самоуверенной ограниченности и самомнения и захочет учится у этих высоких существ и помогать им в работе одухотворения природы.

Между всеми тремя мирами и их подразделениями наблюдается замечательная аналогия, как в том семеричном плане, по которому построены все они, так и в законах, управляющих явлениями этих миров. Во всех трех мирах имеют полную силу семь основных законов, установленных герметической философией: закона ментализма, аналогии, вибрации, полярности, ритма, причинности и двойственности активного и пассивного начал.

3) Принцип вибрации

Герметическая философия учит, что в природе "Ничто не находится в покое; все движется, все вибрирует", как выражен этот принцип в Kybalion'e. Герметисты придавали этому принципу огромное значение, как это видно из следующих слов одного старинного герметиста: "Тот, кто понимает принцип вибрации, тот схватил символ власти".

Согласно учению герметистов, все многообразие явлений во вселенной объясняется разницей в быстроте и характере вибраций единой мировой субстанции. На одном полюсе огромной шкалы космических вибраций, там, где они наиболее быстры, находится дух; на противоположном полюсе - то, что мы называем "грубой" материей. Между этими двумя полюсами содержатся бесчисленные виды и степени вибраций, соответствующие различным проявлениям энергии и ума.

Этот принцип включает в себя ту истину, что все находится в движении, и различие между разнообразными проявлениями материи, энергии и даже Духа, зависит, главным образом, от изменения скорости вибраций.

От ВСЕГО, являющегося чистым Духом, до самых грубых форм материи, все находится в вибрации. Чем выше скорость или частота вибрации, тем выше положение на частотной шкале. Вибрация Духа происходит с такой интенсивностью и скоростью, что практически находится в покое для наблюдателя - также, как быстро вращающееся колесо кажется неподвижным. А на другом конце шкалы (диапазона) существует материя, скорость и частота вибрации которой настолько низка, что она также кажется неподвижной. Между этими двумя полюсами существует бесчисленное множество различных степеней вибрации. От элементарных частиц до миров и галактик - все находится в состоянии вибрации. Это также справедливо и по отношению к различным планам энергии и силы, которые являются ничем иным, как различными степенями колебания, это также справедливо и в планах Разума, состояние которого зависит от частоты вибрации, а также в духовных планах.

Итак, все не только находится в движении и вибрации, а "разница" между различными проявлениями всеобщей силы происходит единственно из изменяющегося темпа и типа вибраций. Все, что мы называем материей или энергией, есть не что иное, как типы вибрационного движения.

Энергия в различных формах - это основа жизни всего сущего. В сущности, все что нас окружает в видимом или невидимом мире, есть энергия, разница лишь в том, в каком состоянии плотности (которое зависит от частоты вибрации) она находится. Можно сказать, что материя - это уплотненная энергия, а Дух - энергия высочайшей частоты вибрации. Энергия - универсальная субстанция, пронизывающая весь мир, и формы этой энергии определяются частотой вибрации. Все что нас окружает - электричество, свет, дома, вода, вещи, мысли, эмоции и т.д. - все есть энергия, только проявленная в различных качествах.

Психика человека тоже есть энергия, и энергия эта управляет человеческим организмом и самим человеком, она насыщает каждую клеточку организма, как солнечное излучение насыщает пространство. С точки зрения оккультизма, мысль, эмоция, воля и вообще все наши психические состояния суть также не что иное, как вибрации среды более тонкой, чем эфир и низший астрал. Такие вибрации, возникнув в мозге одного человека, имеют тенденцию возбуждать сходные вибрации в других людях подобно тому, как возбуждаются электрические токи через индукцию. Этим оккультисты объясняют отчасти явления телепатии, гипноза и вообще влияние одного ума на другой. Умение вызывать в себе произвольно те или иные астральные и ментальные вибрации, а также передавать их другим людям относится к области духовной или умственной алхимии, которая особенно ревностно культивируется адептами герметизма, как самое ценное из всех искусств.

Однако существуют разные уровни энергетической организации. Есть более грубые "вещественные" формы энергии, и эта градация наблюдается в человеческом организме, который существует в нескольких энергетических планах одновременно, независимо от того, осознает ли это сам человек или нет.


Нас забудут не раньше чем в среду к утру)
 
ШаманычДата: Среда, 03.06.2009, 19:08 | Сообщение # 3
Нагваль нах
Группа: Администраторы
Сообщений: 1986
Статус: Offline
) Принцип полярности

Этот принцип формулирован в следующем изречении Kybalion'a: "Все двойственно; все имеет полюсы; все имеет нечто противоположное себе; сходное и несходное - одно и то же; противоположности противоположны по природе; между ними есть различие лишь в степени; крайности сходятся; все истины - лишь полуистины; все парадоксы могут быть примирены".

С точки зрения герметизма полярность есть закон универсальный. Он проявляется во всех областях природы и жизни. Тепло и холод, свет и мрак, дух и материя, любовь и ненависть, добро и зло, Бог и мир, мужское и женское начала, полярность электричества и магнетизма и т.д., и т.д. ≈ все это проявления всеобщего закона полярности.

Герметисты утверждают, что абсолютная противоположность положительного и отрицательного полюсов во всех таких парах противоположных начал и явлений есть лишь нечто кажущееся. Полярность всегда относительна. Противоположные полюсы всегда являются ничем иным, как разнородными вибрациями одной и той же мировой субстанции. Поэтому во всяком "+" (плюсе) есть хотя бы ничтожная доля "-" (минуса) и обратно. В положительном полюсе лишь преобладает, или активен, плюс, а в отрицательном - минус; следовательно один полюс, при знании законов вибрации, может быть превращен в другой, противоположный ему.

Говоря о принципе вибрации, нужно отметить, что нет никакой непроходимой пропасти между духом и материей; эти два полярные состояния единой мировой субстанции связаны промежуточным ее состоянием, в котором она проявляется как энергия. Более того, нет вполне мертвой и лишенной всяких признаков сознания материи, как нет и духа, совершенно лишенного известной телесности. Между сознанием всеединства, присущим Мировому Разуму, и сознанием человеческим или даже зачаточным сознанием инфузории и ли молекулы - разница лишь в степени проявления одного и того же начала - ума; и эти два полюса связаны непрерывной шкалой постепенных переходов.

Современная наука, не идя так далеко, как оккультное мировоззрение, подтверждает, однако, в некоторых отношениях взгляд герметистов на полярность. Мы уже не признаем, например, тепло и холод, свет и мрак самостоятельными противоположными энергиями; мы знаем, что это различного рода колебания одной и той же эфирной среды. Но современная наука считает еще принцип полярности неприменимым к известным силам природы, например, к тяготению.

Особенно важно сознать применимость принципа полярности, как его понимают герметисты, к области моральных отношений и вообще психических явлений. Мы часто бываем склонны считать абсолютными противоположностями добро и зло, т.е. наши совершенно относительные человеческие понятия о том и другом. Однако несомненно, что чем более мы развиваемся умственно и нравственно, тем более мы начинаем понимать относительно этих понятий, тем более мы сознаем, что то, что есть зло для одного, более развитого человека, то - несомненное добро для других, менее развитых. Мы начинаем все более и более видеть в различных видах так называемого нравственного зла лишь низкие степени добра.

Из этого вовсе не следует, что высоко развитой человек имеет право предаваться низменным страстям, препятствующим ему подвигаться вперед и ввысь по ступеням эволюции; это значит лишь, что мы должны признать относительность и субъективность наших мерок добра и зла и относиться с крайней терпимостью и снисходительностью к проявлениям в других людях того, что мы считаем злом. Снисходительность к себе принесла бы нам, разумеется, лишь вред, задержав наше развитие и самосовершенствование.

Любовь и ненависть кажутся нам обыкновенно абсолютными противоположностями. Но если бы это было так, то чем же объяснить, что самая пылкая любовь легко может переходить в сильнейшую ненависть и наоборот? Ведь если возможны подобные превращения, то это доказывает, что здесь мы опять-таки мы имеем дело с противоположностью не абсолютной, а лишь относительной; что возможно, постигнув законы возникновения и распространения соответственных вибраций, овладеть тем искусством духовной алхимии, которое позволит нам превращать нежелательные эмоции в желательные и таким образом переделать и самих себя, и окружающих нас.

Как гласит одно из изречений из Kybalion'a: "Одно состояние ума может быть превращено в другое (как могут быть превращены друг в друга и металлы и элементы); одну степень ума можно превратить в другую; одни условия его проявления в другие; один полюс - в другой; одни умственные вибрации - в другие".

5) Принцип ритма

"Все вытекает и втекает; все имеет свои приливы и отливы; все вещи возникают и приходят в упадок; мера размаха направо есть также и мера размаха налево; в силу ритма одно компенсируется другим".

В этих словах выражен в Kybalion'e принцип ритма. Принцип этот тесно связан с только что рассмотренными нами принципами полярности и вибрации. Можно было бы привести бесчисленные примеры, иллюстрирующие этот принцип.

Периодическая смена дня и ночи, приливов и отливов, времен года, противоположных настроений, эпох революционных и реакционных, материалистических и спиритуалистических миросозерцаний и т.д. - все это примеры того, как проявляется этот принцип в явлениях природы и в жизни человечества. Принцип этот признается не только герметистами, но, в большей или меньшей степени, и многими современными учеными и мыслителями.

Спенсер в своих "Основных Началах" применяет закон ритма ко всей мировой эволюции. Он говорит, например, следующее: "Из общего прогрессирующего движения к равновесию отнюдь нельзя вывести заключения, что будет достигнуто состояние всеобщего покоя или смерти; но если процесс рассуждения заканчивается таким выводом, то дальнейший процесс рассуждения указывает на возобновление деятельности и жизни". По его мнению, вся мировая эволюция подчинена закону ритма, в силу которого периодически чередуются эпохи эволюции и распада. В этом отношении взгляды Спенсера весьма напоминают учение оккультистов о циклическом характере мировой эволюции.

Это учение одинаково разделяется как индийскими йогами, так и многими западными оккультистами, стоящими на почве герметизма. Индийские йоги говорят о "днях и ночах Брахмы", или о "манвантарах" и "пралайях", о вдыхании и выдыхании миров Брахманом; но при этом они считают, что, хотя во вселенных, творимых Всеединым, периоды деятельности чередуются в периодами покоя, само Всеединое никогда не останется бездеятельным, так как в то время, как в одних солнечных системах систем наступает период покоя, в других идет интенсивная деятельность, а иные в то же время возникают.

Вот что говорится об этом мировом ритме созидания и разрушения, деятельности и покоя в Бхагават-Гите:

"Миры начинаются с мира Брахмы, являются и исчезают, о, Арджуна; но тот, кто пришел ко Мне, о, Кунти, тот более не знает рождения.

Кто знает День Брахмы, длящийся тысячу веков, и Его Ночь, завершающуюся в тысячу веков, тот знает День и Ночь.

Из Непроявленного вытекает все проявленное при зачатии Дня; при наступлении Ночи оно растворяется в Непроявленном, имя которому То.

Это множество существ, снова и снова появляющихся, исчезает при наступлении Ночи; с наступлением Дня они, по высшему повелению, являются вновь, о, Партха! "

В применении к эволюции каждого отдельного человека принцип ритма, согласно оккультному учению, проявляется в виде чередования воплощений на земле или иной планете с периодами пребывания души в иных плоскостях бытия - в мирах астральном и ментальном, где душа как бы отдыхает от работы, совершенной ею в период ее воплощения, и перерабатывает и ассимилирует приобретенный ею опыт. Это - то учение о перевоплощении, о котором так много говорится в теософических сочинениях. Ввиду его общеизвестности я не буду останавливаться на нем.

Ввиду того, что существует довольно распространенное ложное мнение, будто учение о перевоплощении - учение чисто индийское и не свойственное герметизму, приведу лишь небольшой отрывок из одной из сохранившихся книг, приписываемых Гермесу, а именно из "Ключа Гермеса Трижды Величайшего", где очень ясно и определенно говорится о перевоплощении. Вот этот отрывок:

Гермес: Всякая частичная душа, сын мой, подвержена череде превращений.

Тат: Что значит: частичная?

Гермес: Не научился ли ты из обобщений, что из единой вселенской души исходят все души, они же рассеиваются и распределяются во всех частях мира?

Эти души проходят многократные перемены, то счастливые, то напротив. Души ползучих переходят в водных существ, души водных животных в тех, что живут на суше, души сухопутных животных - в летучих, воздушные души - в людей, людские души приходят к бессмертию, становясь демонами. Наконец они вступают в хор недвижных богов; ибо есть два хора богов, одни блуждающие, другие - непоколебимые; это последняя степень доблестного посвящения души. Но если душа, войдя в человеческое тело, пребудет дурною, она не вкусит бессмертия и не сопричастится благу. Она возвращается вспять и нисходит до пресмыкающихся.

Последние слова этого отрывка не следует понимать в том смысле, что, согласно эзотерическому учению египтян, душа человека могла переселяться в тело животного; слова эти выражают лишь ту мысль, что человек может опуститься до того, что уподобляется низшим и злейшим животным. Что переселение человеческих душ в тела животных не признавалось возможным, видно из следующего места, заимствованного из того же "Ключа Гермеса Трисмегиста".

"Человеческие души, не все, но души благочестивые, одержимы демоном и божественны. Отлученная однажды от тела и выдержав борьбу благочестия, она же заключается в познавании Бога и невреждении кому бы то ни было: такая душа становится всецело разумом. Но душа нечестивая пребывает в собственном своем естестве и сама карает себя, ища земное тело, чтобы войти туда, ибо иное тело не может принять человеческую душу, она не могла бы попасть в тело животного без рассудка; божественный закон предохраняет душу от такого унижения. ...но она (т.е. душа) не входит в тела зверей, как это думают обычно, и как, быть может, думаешь и ты, сын мой; это большое заблуждение. Кара души совсем иная. Когда разум стал демоном и, по велению Бога, принял огненное тело, он входит в нечестивую душу и бичует ее бичом пригрешений... Душа меняет условие на лучшее, но не на худшее".

Понимание принципа ритма имеет важное практическое значение. Этому принципу подчинены, как уже было указано, наши настроения и эмоции. Всякому приходилось, например, наблюдать, что периоды большого подъема духа неизбежно сменяются периодами уныния; периоды интенсивной духовной умственной деятельности - периодами, когда душе как бы хочется отдохнуть от сделанных усилий, отдаваясь впечатлениям внешнего мира и т.п.

Такие периоды уныния и духовной лени, если можно так выразиться, часто бывают очень опасны, так как во время их открывается доступ в нашу душу разным вредным влияниям, могущим сильно затормозить наш духовный рост. Но если мы заранее подготовились к наступлению их, благодаря знанию закона ритма, то мы можем заблаговременно принять меры к тому, чтобы защитить себя от угрожающих нам в такие неблагоприятные периоды опасностей.

Дело в том, что, хотя мы и не можем волне освободиться от власти закона периодичности, мы тем не менее можем, путем особых приемов, известных как индийским йогам, так и западным герметистам, достигнуть того, что неизбежные колебания настроений не будут уже так сильно затрагивать нашу душу, как ранее, не будут в состоянии окончательно вывести нас из приобретенного нами душевного равновесия. Наше истинное, духовное "Я" стоит выше всех негармоничных вибраций астральной и ментальной плоскостей сознания, и мы должны научиться отождествлять себя с этим нашим духовным центром, а не с притекающими в нашу душу извне волнами астральных и ментальных вибраций; поскольку мы этого достигаем, мы тем самым возвышаемся над всеми этими влияниями и обретаем в самих себе как бы духовную цитадель, откуда мы можем с безопасностью, как бесстрастный и объективный наблюдатель, созерцать прилив и отлив настроений и чувств, совершающийся в нашей душе сообразно непреложным законам ритма. Это относится к той области духовной алхимии, или герметического искусства превращения, о котором уже упоминалось при изложении принципа вибрации.

Одним из проявлений принципа ритма является так называемый закон компенсации. В приведенном выше изречении из Kybalion'a этот закон сформулирован в словах: "Мера размаха направо есть также и мера размаха налево; в силу ритма одно компенсируется другим". Проявления действия этого закона в мире физическом бесчисленны.

Один из основных законов механики, гласящий, что действие равно противодействию, есть не что иное, как одна из форм, в которых проявляется действие закона компенсации. Камень, брошенный с силой вверх, разовьет при своем падении соответствующую силу, действующую в обратном направлении. Сила, употребленная на сжатие резинового мяча, компенсируется силой, развиваемой при его расширении. Холод зимы компенсируется жарой лета; подъем уровня воды во время прилива - падением ее уровня при отливе и т.д. Радостный подъем духа при высоких мистических переживаниях компенсируется последующим утомлением, часто доводящим нас до уныния и мрачного пессимизма, как только что было указано.

В области моральной закон компенсации проявляется в том, что всякое страдание приносит с собой ценный опыт для души, очищает, облагораживает ее и способствует развитию высших духовных способностей.

6) Принцип причинности

Шестой принцип герметизма - принцип причинности - лежит в основании всей современной науки, ввиду чего нет надобности подробно останавливаться на нем. Коснемся лишь слегка одного аспекта, играющего важную роль в оккультизме, но не принимаемого во внимание или не признаваемого теми, кто стоит на почве позитивного или материалистического миросозерцания.

В Kybalion'e принцип причинности выражен в следующих словах: "Всякая причина имеет свое последствие; всякое последствие имеет свою причину; все совершается сообразно закону; случай есть лишь название, даваемое нами законам, еще не познанным нами; есть много плоскостей причинности, но ничто не ускользает от закона". Обратите внимание на последнюю фразу этого отрывка: "Есть много плоскостей причинности, но ничто не ускользает от закона".

В этих словах и выражена особенность оккультного понимания закона причинности, которой оно существенно отличается от обыкновенного, позитивного понимания его.

С точки зрения так называемогонаучного миросозерцания признание ничем не ограниченного господства принципа причинности, или детерминизма, над всеми явлениями вселенной, совершенно упраздняет всякую телеологию, всякое признание разумных и нравственных целей, лежащих в основе процесса эволюции.

Совершенно иначе смотрят на этот вопрос оккультисты. Они считают, что закон причинности есть лишь то орудие, которым пользуется мировой разум для осуществления своих целей - целей в высочайшей степени разумных и благих.

Есть много плоскостей причинности - столько же, сколько и плоскостей сознания; и если на низшей, материальной плоскости причинность может казаться нам просто слепым роком, закономерностью, действующей совершенно механически, без всякого отношения к каким бы то ни было моральным и духовным целям, то на высшей, духовной плоскости сознания нам становится ясным, что такое представление о причинности столь же неправильно и обманчиво, как и вообще всякое знание, основанное исключительно на чувственном опыте. Тому, чье сознание соприкоснулось с миром духовным, становится ясно, что весь механизм вселенной подчинен высшему закону гармонии и любви, приспособляющему последствия к причинам таким образом, что все во вселенной стремится к созданию человека, т.е. разумного, самосознательного существа, и что развитие человечества неуклонно идет к осуществлению идеалов справедливости, любви, братства, духовности и, наконец, богочеловечества, через которое природа снова воссоединяется в Божеством.

Согласно этому воззрению, подобно тому как в мире физических явлений все подчинено непреложным законам, всюду мы видим господство причинности, точно так же и в мире нравственном царит закон нравственного воздаяния, вследствие которого добрые поступки, мысли и желания неизменно влекут за собой благие последствия для того, кто совершает эти поступки или предается такого рода мыслям; наоборот, злые поступки и дурные мысли и желания приносят вред тому, от кого они исходят. Если нам кажется, что в жизни этот закон - так называемый закон "Кармы" - далеко не всегда осуществляется, что злодей часто остается не наказанным, а праведник страдает - это так кажется лишь благодаря тому, что закон Кармы действует на протяжении многих воплощений, мы же наблюдаем лишь одну краткую земную жизнь. Часто Карма накопляется в течение многих воплощений, прежде чем она, так сказать, созреет и принесет плоды, видимые для всех.

Но на Карму не надо смотреть как на какую-то отмщающую Немезиду с одной стороны и как на некое существо, оказывающее нам добрую милость, дарующее награду за наши добродетели, с другой. В сущности нас не наказывают за грехи и не награждают за добродетели, а сами наши грехи и сами наши добродетели просто по самой своей природе являются для нас источниками страдания или радости. Если мы страдаем, то это не есть наказание; это есть просто доказательство того, что мы еще не выработали в себе необходимых свойств и способностей, необходимых для того, чтобы мы могли привести свою жизнь в соответствие с планом, лежащем в основе мировой эволюции; и вследствие этого разумные духовные силы, заведующие эволюцией, поместили нас в такие условия, когда мы особенно ярко можем осознать эти свои недостатки и, таким образом, имеем шансы исправить их, уничтожить в себе те или иные нежелательные черты и развить противоположные им. Идея Кармы не имеет ничего общего с нашими человеческими понятиями о возмездии; страдание есть не возмездие, а просто необходимое условие совершенствования души. Это необходимо понять, чтобы составить себе правильное представление о законе Кармы.

Говоря о принципе причинности, нельзя не коснуться хотя бы слегка вопроса о свободе воли и детерминизме. Нередко приходится слышать, что признание закона Кармы непременно должно сделать людей равнодушными фаталистами, не способными к активному служению человечеству. Посмотрим, так ли это на самом деле. Совместимо ли учение о Карме со свободой воли? На этот вопрос приходится ответить: и да, и нет. Все зависит от того, что понимается под свободой и под волей. Когда ставят такую дилемму: "человеческая воля или свободна, или несвободна", то совершенно забывают ту очевидную истину, что человек как эмпирическая личность есть не нечто абсолютное, а нечто становящееся. Назовем ли мы какого-нибудь дикаря, всецело руководствующегося теми импульсами, которые исходят от его тела и от окружающей его природы, т.е. телесными потребностями и грубыми страстями, существом, обладающим свободной волей? Вряд ли кто-либо сделает это. Но человек, вся деятельность которого вытекает из сознательно выработанных им идеалов, т.е. из мотивов чисто внутренних, который предпочитает умереть, нежели поступать наперекор тому, что он признал истиной и добром - такой человек воистину может быть назван свободным.

Если так понимать свободу, а не понимать ее как слепой произвол, как полное отсутствие каких бы то ни было разумных мотивов, то придется ответить, что Карма и свобода вполне совместимы, и что Карма и является тем условием, которое позволяет человеку постепенно избавляться от рабства, от подчинения всем низшим стихиям и бесконечно приближаться к истинной свободе. Человек как данная эмпирическая личность и свободен, и несвободен: несвободен он, поскольку связан созданной им в прошлом личной Кармой и коллективной Кармой человечества, и вследствие этого, как мы выражаемся, невольно совершает те или иные поступки. Свободен он постольку, поскольку сознательно избирает тот или иной идеал жизни и стремится осуществить его. Высочайший доступный нам идеал есть, в сущности, не что иное, как отражение в сознании нашей преходящей личности нашего бессмертного "Я", нашей перевоплощающейся индивидуальности, которая и соответствует в действительности тому, что Кант называл "умопостигаемым" характером человека. В ней, в этой бессмертной индивидуальности, и надо искать истинный корень свободной воли человека, чувство которой неотъемлемо присуще всякому, уже достигшему известной степени духовного развития. Но и как такой "умопостигаемый" характер, человек еще связан коллективной Кармой, тяготеющей над всем человечеством.

Поэтому подлинную свободу можно приписать лишь человечеству как единому целому, как элементу Мировой Души, как Идее человека (в платоновском смысле), объединяющем в себе все отдельные бессмертные индивидуальности. Отпадение Идеи человека от Бога, поведшее за собой дробление единого человечества на отдельные индивидуальности, утратившие связь друг с другом, было свободным актом воли. Таким же свободным актом является и обращение каждой из таких отцепившихся от великого Целого индивидуальностей ко Христу, как второму Адаму, в котором и с помощью которого только и может быть восстановлено утраченное людьми единение с Божеством.

7) Принцип двойственности активного и пассивного начала

Этот принцип герметической философии формулирован в Kybalion'e следующим образом: "Двойственность активного и пассивного начал наблюдается во всем; во всем есть мужское и женское начала; двойственность их проявляется на всех плоскостях бытия".

В книге "The Kybalion", в английском переводе этого изречения, которое содержит формулировку этого принципа, употреблено слово "gender" (род), а не "sex" (пол), так как то, что мы называем "полом", есть лишь низшее проявление на физической плоскости универсального принципа двойственности активного и пассивного начал, лежащего в основе всякого творчества, как на низших, так и на высших плоскостях сознания.

Универсальность этого закона, всегда признававшаяся оккультистами, быть может, скоро будет признана и официальной наукой. По крайней мере, принцип этот в последнее время получил блестящее подтверждение в так называемой электронной теории материи.

Действительно, с точки зрения этой теории, всякий атом материи зарождается при участии двух начал - активного и пассивного. Согласно электронной теории, атом состоит из агрегата отрицательных частиц, или электронов, сгруппированных вокруг положительного заряда, сгущенного в центре атома - ядра. Таково, по крайней мере, строение атома согласно новейшей гипотезе Резерфорда. Дж. Томпсон предложил иную гипотезу, согласно которой положительный заряд электричества распределен равномерно по поверхности сравнительно большого шара, внутри которого вокруг центра вращается множество отрицательных электронов. Однако наблюдения Гейгера и Резерфорда над рассеянием альфа-частиц показали, что в центре атома должно находиться весьма сильное электрическое поле, вследствие чего необходимо предположить, что весь положительный заряд электричества в атоме сгущен в одной точке, а именно в центре. Такое строение атома находится в полном соответствии с требованиями герметических принципов аналогии, полярности и двойственности активного и пассивного начал, или иначе говоря, начал единства и множественности. Согласно электронной теории, масса отрицательного электрона необычайно мала; масса же положительного ядра сравнительно очень велика: предполагают, что она равна массе атома водорода.

Выражение "пассивный" в применении к отрицательному или женскому полюсу в любых областях следует понимать, так сказать, cum grano salis: полюс этот столь же, если даже не более, активен, как положительный, или мужской полюс, но этому последнему принадлежит всегда инициатива; он дает толчок к проявлению творческой деятельности, и только в этом смысле он по преимуществу заслуживает название активного начала. В случае с атомом положительное ядро притягивает к себе несколько отрицательных электронов, которые под влиянием его начинают интенсивно вибрировать и кружиться вокруг него, таким образом возникает материальный атом, проявляющий уже совсем другие свойства, чем свободная электрическая энергия.

Герметисты утверждают, что со временем наука установит, что и явления химического сродства, и молекулярного сцепления и даже всемирное тяготение в сущности ничто иное, как формы проявления мирового принципа двойственности активного и пассивного начал. Пока это еще лишь гипотеза для тех, кто не может непосредственно наблюдать, благодаря развитию известных оккультных способностей, явления, происходящие в невидимых для обыкновенного человеческого зрения мирах. Но, во всяком случае, нельзя не признать, что электронная теория, принятая теперь большинством наиболее выдающихся ученых, есть блестящее частичное подтверждение взглядов герметистов.

В области психической двойственность активного и пассивного начал проявляется чрезвычайно ясно, как двойственность нашего "я" с одной стороны и всех его проявлений, всего относимого к нему содержания нашего сознания, с другой. Наше "я" есть активный центр самосознания и инициативной воли, к которому, как к объединяющему и координирующему центру, мы относим все содержание нашего сознания, слагающееся из мыслей, желаний, эмоций и т.д.; пассивным началом является, строго говоря, не самое это многообразное содержание нашего сознания, а то трудно определимое нечто, то поле сознания, то чистое зеркало нашего воображения, если можно так выразиться, в котором зарождаются и возникают наши мысли, эмоции и т.д. Двойственность мужского и женского начал проявляется также в двойственности нашего сознательного ума и так называемого подсознания.

Седьмой принцип герметизма проливает яркий свет на многие загадочные явления человеческой психики. Так, явления телепатии и гипноза объясняются воздействием вибраций, посылаемых активным началом одной души, на пассивное начало другой, как бы воспринимающее брошенное в него семя идеи и взращивающее его. Двойственность мужского и женского начал нашей души является отражением в нашем микрокосме макрокосмической двойственности Мирового Христа и Софии - чистейшей части Мировой Души. Воистину, "то, что находится внизу, подобно тому, что находится наверху", как гласит герметическая аксиома.

Но лишь тогда, когда достигнуто равновесие, когда обретен тот центр, где вибрации достигают такой быстроты, что движение становится равным покою, могут быть синтезированы и завершены все аспекты Единого Закона.


Нас забудут не раньше чем в среду к утру)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Рейтинг@Mail.ru