Этот символ как никакой другой не только выражает идею тождества различий, но и показывает, как противоположные понятия перетекают друг в друга. Символ лабиринта оказывается выше любых противопоставлений, объединяя их в сфере "исконного единства", вне времени и вне пространства. Путь по лабиринту сознания к самому себе вертикален, путь к вершине самого себя и путь в глубину - один и тот же. Эта идея четко отображена в изображении лабиринта, в центре которого был символ "мирового" древа. А центр лабиринта можно назвать точкой "совпадения с самим собой". Это то, что К.Г. Юнг называл центром индивидуации (Юнг, 1994), К. Кереньи - "основанием себя", (Кереньи, 2000), а М. Элиаде - "возвращение к истокам" (Элиаде, 1994). К. Кереньи (2000) писал, что в этой центральной точке, прорывается сам мир и открывается подобное бездне чудо живого зародыша нашей цельности. А зародыш это то, чему предопределено развитие, поэтому итоговой интеграцией, по словам Э. Минделл, является "развитие знания о непрерывном - на протяжении всей нашей жизни - течении процесса. Это фокус на динамичных и изменяющихся движениях внутри нас и способность трансформировать их творческую силу, что бы мы ни делали". Как же можно объединить в психотерапевтическом подходе работу с символом лабиринта и танцевально-двигательную терапию? В данном номере уже достаточно подробно говорилось о сути и возможностях применения данного вида психотерапии. Мне бы хотелось подчеркнуть базовый принцип танцевально-двигательной терапии - это единство тела и психики, когда все процессы, которые происходят на психическом уровне, имеют свою репрезентацию на телесном плане. Изменяя отношение к проблеме на психологическом уровне, мы в праве ожидать изменений и на телесном уровне. Это может быть снижение напряжений в мышцах, увеличение гибкости и подвижности в суставах, более целостное восприятие тела, более свободное освоение пространства во всех направлениях и на всех его уровнях, все большее проявление таких качеств движения как непрерывность и текучесть, и многое другое. Так же справедливо и обратное, если осознанно работать на уровне телесного выражения, то будут происходить изменения и на уровне внутрипсихического функционирования. Поэтому перед прохождением лабиринта хорошо давать упражнения, которые способствуют нахождению ресурсов и их закреплению на телесно-двигательном уровне: это может быть работа со стопами, позвоночником, с центром тела, с весом. Так как во время прохождения лабиринта происходят изменения на уровне сознания, то после взаимодействия с данным символом для повышения осознания и закрепления изменений можно предложить спонтанный аутентичный танец, который через тело будет способствовать интеграции новых смыслов.
Так же как и лабиринт, танец с древних времен используется в ритуальных, священных обрядах. Были такие танцы и в лабиринте. Когда танец, как и лабиринт, объединяет все уровни человеческого функционирования, он становится выражением внутреннего духа, а исполняющий такой танец человек превращается в священнослужителя своей жизни. "Ритуальный танец всегда был синтезом духа и движения", и таким образом он несет трансперсональный аспект, помогая раздвинуть границы нашего личного сознания и стать мостом между землей и небом внутри нас, вырастить свои корни и бесстрашно развернуть свои крылья, которые простираются за пределы персональной истории. С годами практики я все больше рассматриваю использование символа лабиринта как аспект трансперсональной танцевально-двигательной терапии. Как ведущая группы, я никогда специально не предлагаю людям танцевать во время прохождения Лабиринта. С момента вхождения в Лабиринт, каждый человек вступает в свои интимные отношения с этой формой. Кто-то идет медленно или меняет темп передвижения, останавливаясь, и даже иногда "теряясь" в пути. Многие сами начинают танцевать в Лабиринте. Танец будто восходит их глубины веков в тело современного человека, как глубоко и внутренне присущее людской душе ритуал самоисцеления, становления и перехода из одного состояния в другое. С позиции танце-терапевта я рассматривала бы прохождение лабиринта как форму Аутентичного движения, которое идет из глубины и неповторимо выражает суть человека в данный и момент его Бытия. Приведу один из последних примеров такого опыта, который особенно заполнился мне. Женщина вошла в лабиринт и ее тело стало спонтанно двигаться. Волнообразные движения проходили через нее от кончиков пальцев на ногах до макушки головы, нигде не прерывая свой поток. Волны меняли плоскости, распространяясь горизонтально, вертикально, саггитально. Разной была и амплитуда движения Волнообразные движения сочетались со спиральными. Наблюдая это, я испытывала необычайное состояние гармонии и красоты, целостности женского воплощения в теле и полного присутствия, включенности в момент. Это был завораживающий танец, который, по словам самой исполнительницы, был очень энергитизирующим и дающим ей силу. Ее состояние стало легким, окрыленным и радостным. Я разговаривала с этой женщиной через две недели после прохождения лабиринта. Она поделилась со мной, что продолжает испытывать необычайную ясность сознания, появился больший интерес к другим людям и к жизни, при этом ей стало удаваться активно воплощать свои замыслы, даже те, о которых она боялась мечтать до танца в лабиринте.
Использование этого символа с необычайной силой наглядности раскрывает целительное воздействие танца на человека, особенно органично его применение в танцевально-двигательной терапии, так как лишь движение в лабиринте постоянно и присутствует всегда, поэтому хочется закончить эту статью так же, как закончила свою замечательную книгу-притчу "Надежда каждого цветка" про жизнь бабочек Трина Паулус:
Конец … или начало…
Литература
1. Кереньи К. Элевсин. "Рефл-бук", М.: 2000.
2. Кудряшов Н. Магия движения. М.: "Велигор", 1997.
3. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. М.- Воронеж, 1999.
4. Ланд В., Глазкова Н. Космические следы исчезнувших цивилизаций. М.: "Муравей"., 1999.
5. Лауенштайн Д. Элевсинские мистерии. М.: "Энигма", 1996.
6. Стародубцева Л.В. Метафизика лабиринта, или Лабиринт как метафора сознания. "Мир психологии", 1/1999.
7. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Московский университет, 1994.
8. Юнг. К.Г. Психология и алхимия. М.: 1994.
9. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: "Канон", 1994