БИЛЛ ХЕЙДРИК, "ЗВЁЗДНАЯ ГУБКА И ПЯТЬДЕСЯТ ВРАТ, ДВА ПОДХОДА К ДОСТИЖЕНИЮ" Видение Звёздной Губки Кроули прроизошло на Озере Паскуани около 1916 года. Это было очень глубоким впечатлением, но очень простым концептуально. Кроули увидел "Ничто в мерцании". Впоследствии он тщательно исследовал это видение, подключив свою интуицию и проницательность.
"…Каждое движение в процессе было подобно радости молодого орла, парящего от вершины к вершине во всевозрастающем солнечном свете, подобно пробивающемуся рассвету, вскипающему над пурпурной каймой поверхности океана; и тогда разноцветные лучи розового, золотого и зелёного собрались вместе, растворившись в ореоле сияния солнца, с восторгом, приводящим душу в невообразимый экстаз. В этой сфере ярчайшего света была распознана повсеместная идея, принимаемая без вопросов и рассматриваемая с пренебрежительным безразличием потому, что слишком долго считалась естественной и необходимой частью устройства Мира. Сначала я был шокирован и раздражён, обнаружив, что вереница блестящих исследований обрела апогей в банальности. Но вскоре понял, что произошедшее было очередным переживанием торжествующего успеха завоеваний человечества; то, что я испытал, было во мне самом последовательностью окрыляющих побед, скреплённых печатью мирного договора, чьи статьи могли быть суммированы в таких банальных выражениях, как "красота обуславливается формой". Было совершенно невозможно углубиться в тему видения Звёздной Губки, хотя бы потому, что её развитие принимало любую форму. Будет достаточно повторить, что она стала основой большинства моих работ за последние 5 лет, и напомнить читателю, что основополагающая суть её – "Ничто в мерцании"", – из новых комментариев Кроули к "Liber AL", I , 59.
(См. также "Confessions", стр. 810 и ff , "Liber Alef", особенно многие выражения цитируются из работ "Star(s)" и "Vision and Voice".)
Это видение раскрывало концепцию простого математического поля; в дальнейшем оно расширилось и включило вектор и функциональные поля. Кроули контактировал с Салливаном (см. "Confessions", p. 922), который руководил его изучением математических трудов. Он был сильно впечатлён работами Бертрана Рассела и А. Еддингтона. Интерес Кроули к математике полей и подобным теориям преобладал во многих его поздних работах, особенно в комментариях к "Liber AL" и "Liber LXV". Для Кроули видение Звёздной Губки стало настолько кардинальным, что в течении всего времени он ощущал с ней живую связь. Некоторые занятия, опыты и особенно посвящения должным образом совпали с этой связью.
"Digamma-chi SEQUITUR DE HAC RE". "В целом я полагаю, что Теории и Практике уделяют мало внимания; Мужчина изначально должен быть Инициирован и Посвящён в "Наш Закон", прежде чем он сможет использовать этот Метод. Ему будет открыт Секрет Просвещения, касающийся Вселенной: Природа – Совершенство", - из "Liber Aleph".
Многие из тех, кто отдавал себя "новой" Магии Хаоса, потеряли уважение с этой точки зрения. В Магии Хаоса нет ничего нового или перспективного. Это общая практика всех учеников мистерий и начало серьёзной работы. Изучение основополагающей системы знаний необходимо. В спонтанном (Хаотическом?) видении Звёздной Губки, элементарном самом по себе, Кроули продолжал открывать, аккумулируя видение с математическими знаниями, различными направлениями. Он не сделал это (не добился всего в этой области), так как ему пришлось потратить много времени на "изобретение колеса заново". Разобравшись, Кроули смог применить элементарную теорию полей в метафорах к теологии и, менее успешно, к социологии.
***
"4. Пятьдесят Врат Бина толковались по-разному. Сами по себе они не имеют какой-либо значимости, важно только число, обозначающее врата. Сошлёмся на Nun=50=Scorpio Ату XIII – Смерть", - "Зов 14 Этира", "Видение и Голос".
Пятьдесят Врат Сфиры Бина, как таковые, не были точно интерпретированы Кроули, но он добился их понимания по прошествии времени и при приобретении практического опыта. Весьма ценные идеи, касающиеся Пятидесяти Врат, появлялись во многих его работах, таких как "Пробудившийся мир" в "Knox Om Pax" и "Видение и Голос". Кроули не касался значения диаграммы десяти Сефирот в семи Дворцах G.'. D.'. и их связей.
http://a-s-t-r-a-l.org/_fr/0/9354686.jpg
Эта диаграмма ("Equinox" Vol I, No. 2 , "Temple of Solomon the King", p. 272, Dia. 27) показывает расположение Сефирот в семи Дворцах и является отражением точного момента открытия Пятидесятых Врат – переход Бездны. В этот момент Малкут и Йесод сливаются и три верхние Сефирот проявляются как одна, как Бина. Кроули был осведомлён об этом непосредственно из своего опыта и отметил видимость суперналий (трёх Сфирот Кетер-Хохма-Бина) как одной Сфиры, впервые переходящему через Бездну. В отличие от видения Звёздной Губки, Кроули не соотносит переход Бездны с предначальным телом Знания - традиционными Пятидесятью Вратами Понимания. Вполне вероятно, что такое воззрение было несовместимо со старыми представлениями Golden Dawn о Семи Дворцах и Звере Апокалипсиса, имеющем негативный оттенок христианства. (Смотри "Equinox" Vol. I, No. 2, стр. 275, дигр. 33 и стр. 283, диагр. 51, где Зверь ассоциируется с Дворцами).
http://a-s-t-r-a-l.org/_fr/0/0083293.jpg
http://a-s-t-r-a-l.org/_fr/0/8423460.jpg
Существует большое количество спекуляций относительно таких понятий, как "семь Холмов Рима", христианских еретических концепций "Сатаны", Антихриста и т. п. В действительности этот "Зверь" есть наследие гностиков и дохристианского мистицизма глубокой древности. "Откровение" само по себе подделка, копирующая видения дохристианских мистиков Меркабы. Зверь с десятью рогами и семью головами – это вариант представления змея на тридцати двух Путях Древа Жизни и альтернатива к диаграмме Семи Дворцов.
Здесь приведён список Пятидесяти Врат Бина или Понимания, находящийся в конце "Сефер Иецира" в переводе Уэсткотта, хотя этот список и не присутствует во всех изданиях; первоначальный вариант есть в "Oedipus Aegyptiacus" Кирхера. Уэсткотт использовал для перевода свои источники. Он заменил сорок первые Врата и описание пятидесятых Врат, касающиеся Моисея. Его перевод с латыни иногда искажал истинное значение. Описания Врат с сорок первых по сорок девятых также содержали в себе искажения относительно дохристианского каббалистического порядка ангельских чинов, начиная с "Иерархий" Псевдо-Дионисия ( V в.).
Из "Пятидесяти Врат Понимания", находящихся в "Сефер Иецира" Уэсткотта (1911 г.): "В некоторых изданиях "Сефер Иецира" схема каббалистической классификации знания исходит из Второй Сфиры Бина, Понимания, и нисходит через ангелов, божества, человечество, животный, растительный мир и мир минералов к Материи и Хаосу. Каббалисты говорят, что человек должен войти и пройти через Врата, достигнув 32-й Ступени Мудрости; и что даже Моисей смог пройти только 49-е Врата, никогда не входя в 50-е Врата. (Смотри "Oedipus Aegyptiacus" Кирхера, т.2, стр.319).
"Первая Последовательность: Первоначало"
"1. Хаос, Вещество, Первоматерия.
2. Бесформенность, Пустота, Безжизненность.
3. Бездна.
4. Источник Элементов.
5. Земля (без семени).
6. Вода.
7. Воздух.
8. Огонь.
9. Видоизменение качеств.
10. Смешение и комбинирование".
"Вторая Последовательность: Декада Эволюции"
11. Дифференциация минералов.
12. Зарождение растительного мира.
13. Семена прорастают во влаге.
14. Трава и Деревья.
15. Плодоношение в растительной жизни.
16. Источник низших форм животной жизни.
17. Происхождение насекомых и рептилий.
18. Рыбы, жизнь позвоночных в воде.
19. Птицы, жизнь позвоночных в воздухе.
20. Четвероногие, позвоночные земные животные".
"Третья Последовательность: Декада Человечества"
"21. Появление Человека.
22. Материальное человеческое тело.
23. Дарование человеку Души.
24. Мистерия Адама и Евы.
25. Завершённый Человек как Микрокосм.
26. Дар пяти человеческих лиц, действующих наружу.
27. Дар пяти сил Душе.
28. Адам Кадмон, Небесный Человек.
29. Ангельское Бытие.
30. Человек в облике Бога".
"Четвертая Последовательность: Мир Планет"
"31. Луна.
32. Меркурий.
33. Венера.
34. Солнце.
35. Марс.
36. Юпитер.
37. Сатурн.
38. Небесный свод.
39. Перводвигатель.
40. Небеса (Небесная Твердь – библ., поэт.)".
"Пятая Последовательность: Ангельский Мир"
"41. Ishim – Сыновья Огня.
42. Auphanim – Колёса, Херувимы.
43. Aralim – Престолы.
44. Chashmalim – Господства.
45. Seraphim – Власти.
46. Malakim – Силы.
47. Elohim – Начальства.
48. Beni Elohim – Ангелы.
49. Cherubim – Архангелы".
"Шестая Последовательность: Архетип"
"50. Бог. Эйн Соф. Тот, Кого не видел глаз смертного, Кто знает Иисуса, Истинного Мессию". [Ангелы Пятого Мира Ангелов располагаются в различном порядке разными раввинами-каббалистами]
(Вот один из них, например:.
серафимы - первый;
херувимы - второй;
престолы - третий;
господства - четвертый;
силы - пятый;
власти - шестой;
начала - седьмой;
архангелы - восьмой;
ангелы - девятый - прим.)
Ордер-лист в трансакциях Кирхер/Латынь – Папюс/французский – Трояновский/русский (из "Каббалы" Папюса):
1-й Класс
Начало Элементов: a'aVLM HZKVDVTh"
Врата 1 – (Самые низшие) Вещество первоначальное, Хилус, Хаос. ChVMR.
Врата 2 – Пустое и безжизненное, то, что не имеет формы.
Врата 3 – Естественное притяжение, бездна.
Врата 4 – Разделение и зачатки элементов.
Врата 5 – Стихия Земля, не содержащая ещё в себе семени.
Врата 6 – Стихия Вода, действующая на землю.
Врата 7 – Стихия Воздух, испаряющийся из водных бездн.
Врата 8 – Стихия Огонь, согревающий и оживляющий.
Врата 9 – Образование качеств.
Врата 10 – Их склонность к смешению.
2-й Класс
Десять смешений
Врата 11 – Появление минералов через разделение земли.
Врата 12 – Цветы и соки, необходимые для зарождения металлов.
Врата 13 – Моря, озёра, цветы, скрытые в ячейках (земли).
Врата 14 – Воспроизведение трав и деревьев, то есть природы растительной.
Врата 15 – Силы и семена, денные каждому из них.
Врата 16 – Воспроизведение чувствующей природы, то есть каждого с его свойствами.
Врата 17 – Насекомых и гадов.
Врата 18 – Рыб.
Врата 19 – Птиц.
Врата 20 – Сотворение четвероногих.
3-й Класс
Декада человеческой природы: a'aVLM QThVN, id est, Mu-iota-kappa-rho-omicron-kappa-omicron-sigma-mu-omicron-sigma, Mundus minor.
Врата 21 – Создание человек: BRYATh HADM.
Врата 22 – Перст земли; вещество: a'aBR MN ChADMH.
Врата 23– Дуновение жизни, душа: HNShMH VNPSh.
Врата 24 – Тайна Адама и Евы: SVD HADM VChVH.
Врата 25 – Человек – весь микрокосм: HADM KLBV.
Врата 26 – Пять внешних могуществ: ChMShH KHVTh HGShM.
Врата 27 – Пять вил внутренних: ChMShH KHVTh HNPSh.
Врата 28 – Человек-Небо: HADM HVA ShMYM.
Врата 29 – Человек-Ангел: HADM HVA MLAK.
Врата 30 – Человек есть образ и подобие Бога: HADM HVA DMVTh HALHYM.
4-й Класс
Порядок неба, мир сфер: a'aVLM HGLGLYM
Врата 31 – Луна: HGLGL HLBNH.
Врата 32 – Меркурий: HGLGL HKVKB.
Врата 33 – Венера: HGLGL HNVGH.
Врата 34 – Солнце: HGLGL HShMSh.
Врата 35 – Марс: HGLGL MADYM.
Врата 36 – Юпитер: HGLGL TzDQ.
Врата 37 – Сатурн: HGLGL ShBTAY.
Врата 38 – Небесная твердь: HGLGL HRQYa'a.
Врата 39 – Первый двигатель: HGLGL GLGL RAShVN.
Врата 40 – Эмпирей: HGLGL GLGL HLGLYM.
5-й Класс
Десять чинов ангельских, ангельский мир: a'aVLM HMLAKYM
Врата 41 – Хайот-Хакодеш или Святые Животные Серафимы: ChYVTh HQVDSh.
Врата 42 – Офанимы или колесы Херувимы: AVPNYM.
Врата 43 – Аралимы или ангелы великие и сильные Престолы: ARALYM.
Врата 44 – Хашкалимы Господства: ChShMLYM.
Врата 45 – Серафимы Власти: ShRPYM.
Врата 46 – Малахимы Силы: MLAKYM.
Врата 47 – Элоимы Начальства: ALHYM.
Врата 48 – Бене-Элоимы Архангелы: BNY ALHYM.
Врата 49 – Херубимы Ангелы: KRVBYM.
6-й Класс
Эн-Соф – Бог бесконечный: AYN SVP
Мир высший или Архетип.
Врата 50 – Бог есть высшее добро, Тот, Кого смертный никогда не видел и никакой ум не проникал. Это 50-е Врата, которых не достиг Моисей.
"Таковы 50 Врат, через которые ведёт путь Разума или Луха Святого по тридцати двум путям мудрости; для пытливого и старательного ума, не преступающего законы. "Тридцать два Пути Мудрости" есть пути света, по которым святые Божьи люди после долгого упражнения и опытов в вещах божественных и продолжительного размышления над ними достигают скрытого центра" (Кирхер).
Классификация Афанасия Кирхера, "OEdipi Aegyptiaci" вторая часть, том В (отдельная нумерация от IIA) 1653 e.v. стр. 319-321, Дальнейшая информация на стр. 316-318, глава VI под названием "De quinquaginta portis Intelligentiae". Кирхер при использовании еврейского языка имел тенденцию делать орфографические ошибки и использовал некоторые буквы вместо других.
- Заключительное утверждение, что только Иисус Христос прошёл через Пятидесятые Врата, - очевидная интерпретация Кирхера. Оно было перенесено в описание врат Уэсткотта, делая неясным оригинал.
Не удивительно, что Кроули не придавал значения Пятидесяти Вратам. Эта часть, смешанная с христианством, не отражает систему ясно. Вот новый переделанный вариант:
1. Темнота пустого чрева.
2. Темнота оплодотворённого чрева.
3. Утробный плод растёт в темноте.
4. Утробный плод двигается в темноте.
5. Рождение на свет.
6. Первое дыхание.
7. Разрезание пуповины.
8. Первая пища.
9. Первый сон.
10. Первое открытие глаз.
11. Первое восприятие.
12. Первые грёзы внешнего мира.
13. Первое преднамеренное действие.
14. Первая любовь.
15. Волевое усилие.
16. Первое страдание от любви.
17. Начало Речи.
18. Первый осмысленный ответ на речь.
19. Умение стоять и передвигаться.
20. Умение различать опасное и безопасное.
21. Начало культурного поведения.
22. Контроль над функциями тела.
23. Обучение и рассудок.
24. Половая зрелость.
25. Прекращение физического роста – социализация.
26. Развитие чувств.
27. Выражение чувств.
28. Осознание духовной жизни.
29. Душа простирается за пределы духа.
30. Душа действует отдельно от телесного духа.
31. Душа оживляет чувства.
32. Душа вдохновляет грёзы.
33. Душа приручает рациональные силы (церемониальная магия).
34. Душа руководит эмоциями (природная магия).
35. Душа управляет телом и духом.
36. Душа руководит за пределами тела.
37. Душа просвещает вне тела.
38. Душа существует без тела.
39. Душа действует без тела.
40. Душа растет без тела.
41. Сознание мира воспламеняется.
42. Охрана мира.
43. Охрана Душ.
44. Охрана Смотрителей.
45. Верховная власть – способность олицетворять самое возвышенное.
46. Способность разрушать силой.
47. Способность сохранять силой.
48. Способность созидать в силе.
49. Величие за пределами света.
50. Вечное бытие.
Примеры Пятидесяти Врат представлены для демонстрации одной из двух основных форм Врат Понимания. Первые два примера представляют более возвышенную из двух форм и могут быть связаны с диаграммой Древа Жизни. Согласно Краковши: "Каббала: Свет Освобождения", страницы 155-157, врата c 1 по 10 включительно – десять Сфирот Древа, растущего внутри соединённых Малкут-Йесод-Тифарет более великого Древа; Первые Врата есть Малкут внутри Малкут-Йесод-Тиферет. Вторые Врата есть Йесод внутри Малкут-Йесод-Тифарет. И так до 10 Врат, которые являются Кетер, внутри Малкут-Йесод-Тифарет более великого Древа. Врата с 11 по 20 – Древо десяти Сефирот, растущее внутри Ход старшего Древа. Врата с 21 по 30 – Древо десяти Сефирот, растущее внутри Нецах старшего Древа; например: Врата 24 есть Нецах меньшего Древа, что растет внутри Нецах большего Древа. Врата с 31 по 40 – меньшее Древо, растущее внутри Гебура старшего Древа. Врата с 41 по 50 – меньшее Древо, растущее внутри Хесед большего Древа – ещё Пятидесятые Врата достигают связи с Бина большего Древа. Через Бина Пятидесятые Врата дистанционно соединены с Хокма большего Древа. Хокма большего Древа достигает Кетер большего Древа. Кетер большего Древа достигает Айн Соф Аур и соприкосновения с вечностью.
Вторая и более упрощённая из двух форм Пятидесяти Врат Понимания имеет необычайную структуру, подобную некоторым методам Кроули. Каждая из низших семи Сефирот содержит урезанное Древо Семи. Эти меньшие Древа обрезаны страхом, что живёт в смертной составляющей человеческого вида. Это смертное начало знает, что оно лишь искра перед большим огнем; также это опасения потерять всё без следа, достигнув более великого. Низшему началу нет нужды бояться растворения, большой огонь берёт своё существование в разнообразии искр, сверкающих в его пламени. Эта малая искра сходна с кроулевской идеей Хадит, тогда как большой огонь сходен с Нуит. Различие здесь в акцентировании на "боязни неизвестного" более, чем на желании объединения.
Вот пример второй формы Пятидесяти Врат Бина. Можно говорить, что она ниже только по отношению к более высокому состоянию бытия, естественному для того, кто находится над Бездной, и для того, кто пытается её пересечь.
1. Малкут в МАЛКУТ. Безжизненная материя.
2. Йесод в МАЛКУТ. Материя распределяется по субстанциям. Элементы.
3. Ход в МАЛКУТ. Формирование молекул.
4. Нецах в МАЛКУТ. Появление органических субстанций.
5. Тиферет в МАЛКУТ. Зарождение примитивной жизни.
6. Гебура в МАЛКУТ. Примитивная жизнь репродуцируется.
7. Хесед в МАЛКУТ. Эволюция видов.
8. Малкут в ЙЕСОД. Взаимодействие живых существ.
9. Йесод в ЙЕСОД. Живые существа осознают жизнь и безжизненность.
10. Ход в ЙЕСОД. Живые существа развивают оборону и оружие.
11. Нецах в ЙЕСОД. Живые существа приходят к социуму.
12. Тиферет в ЙЕСОД. Живые существа получают невинные удовольствия друг от друга.
13. Гебура в ЙЕСОД. Живые существа начинают заботиться друг о друге.
14. Хесед в ЙЕСОД. Пища и другие нужды распределяются.
15. Малкут в ХОД. Предметы используются как инструменты.
16. Йесод в ХОД. Почитание предметов.
17. Ход в ХОД. Производство предметов.
18. Нецах в ХОД. Инструменты и жилье совершенствуются.
19. Тиферет в ХОД. Усовершенствованное изготовление предметов.
20. Гебура внутри ХОД. Начало торговли.
21. Хесед внутри ХОД. Запас вещей на будущее (Накопление излишков).
22. Малкут в НЕЦАХ. Восхищение предметами.
23. Йесод в НЕЦАХ. Украшение предметов.
24. Ход в НЕЦАХ. Украшения, олицетворяющие природу.
25. Нецах в НЕЦАХ. Природа, воздействующая через украшение.
26. Тиферет в НЕЦАХ. Прославление художников.
27. Гебура в НЕЦАХ. Дизайн отступающий от природы.
28. Хесед в НЕЦАХ. Появление коллекций символов.
29. Малкут в ТИФАРЕТ. Появление наций.
30. Йесод в ТИФАРЕТ. Взаимодействие наций.
31. Ход в ТИФАРЕТ. Начало межнациональной торговли.
32. Нецах в ТИФАРЕТ. Межнациональный обмен знаниями.
33. Тифарет в ТИФАРЕТ. Межнациональное признание.
34. Гебура внутри ТИФАРЕТ. Интернациональный ритуал определён практикой.
35. Хесед в ТИФАРЕТ. Признание содружества людей.
36. Малкут в ГЕБУРА. Изобретение истории.
37. Йесод в ГЕБУРА. Появление морального мифа.
38. Ход в ГЕБУРА. Изобретение прогресса.
39. Нецах в ГЕБУРА. Признание эволюции.
40. Тифарет в ГЕБУРА. Признание содружества существ.
41. Гебура в ГЕБУРА. Признаны обязательства перед нечеловеческой природой.
42. Хесед в ГЕБУРА. Абстракция превосходит материю.
43. Малкут в ХЕСЕД. Разделение религии и государства.
44. Йесод в ХЕСЕД. Воображение Утопии.
45. Ход в ХЕСЕД. Религия порождает Философию.
46. Нецах в ХЕСЕД. Проявление терпимости к различиям в философии.
47. Тиферет в ХЕСЕД. Объединение Экзистенциализма, Позитивизма и Телеологии.
48. Гебура в ХЕСЕД. Личное отождествление с абстракцией становится целью.
49. Хесед в ХЕСЕД. Просвещение достигает цели.
50. Бина. Достижение Просвещения.
Пятьдесят Врат Понимания также могут быть использованы в ритуальной медитации. Второй способ интерпретации: Пятьдесят Врат (под Бездной) формируют структуру для исповеди негативного, описание которой можно найти в "Египетской Книге Мёртвых". В ней приведены семь утверждений чистоты для каждой из семи низших Сфирот. Они не заучиваются наизусть, однако всё время вспоминаются ритуалистом. Каждое утверждение соответствует Сфире внутри каждой из семи Сфирот, согласно модели, приведённой выше. Семь раз по семь – всего 49 утверждений. Каждое утверждение должно принять форму отречения от недостатков, в соответствии с комбинацией Сфирот. Глубина и качества самокритичности в признании 49-ти утверждений определяют успех или поражение. Когда ритуалист сможет засвидетельствовать истинность всех 49-ти утверждений, Пятидесятые Врата откроются в Небеса Бина. Нет необходимости приводить утверждения в точное соответствие с обыденной жизнью. Это процедура постепенного формирования высшего "Я" из обычной личности. Формулировка утверждения должна начинаться с "Я не…" и заканчиваться отречением от недостатка; например, "Я никого не обманул", "Я никому не лгал" и т. д. - эта практика дана со всеми подробностями в моей книге "Магия и Каббала 1", ст. 24-27.
Примечание:
В данной статье ивритские названия писались латиницей. Вот правила транслитерации:
A = Aleph - не совсем корректно для произношения.
B = Bet
G = Gemel
D = Dalet
H = Heh
V = Vau
Z = Zain
Ch = Chet - не совсем корректно для произношения.
T = Tet
Y = Yod
K = Koph
L = Lamed
M = Mem
N = Nun
S = Samekh
a'a = Ayin
P = Peh
Tz = Tzaddi
Q = Qof
R = Resh
Sh = Shin
Th = Taw- не совсем корректно для произношения.
© 1975 & 1990 Bill Heidrick
© перевод - soror Lux, редактура - soror Veriney & fra Aumgn