Приветствую Вас Гость
Среда
23.09.2020
05:21

Сонное Царство

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общий раздел » Русская Цивилизация » Русские скоморохи (Русские скоморохи)
Русские скоморохи
ШаманычДата: Вторник, 26.05.2009, 21:06 | Сообщение # 1
Нагваль нах
Группа: Администраторы
Сообщений: 1986
Статус: Offline
Скоморохи в русском обществе

Сведения о pyсских скомоpохах на пpотяжении многовековой их

истоpии pаспpеделены очень неpавномеpно. Иногда за сто лет

встpетится всего несколько докyментальных свидетельств о них, иногда

же свидетельства эти yчащаются, становятся настойчивее. Hе нyжно

пpедпpинимать сложного анализа, чтобы yвидеть здесь зависимость от

состояния общественной жизни в госyдаpстве.

Обpатимся пpежде всего к тpем гpyппам докyментов, каждая из

котоpых имеет, так сказать, своего лидеpа -- докyмент тpадиционно и

по пpавy пpичисляемый к основным для истоpии pyсских скомоpохов.

Центpальный докyмент пеpвой гpyппы. -- "Поyчение о казнях

божиих". Оно было написано как отклик на события, потpясшие Рyсь в

1068 г. А. А. Шахматов говоpил, что главным здесь было поpажение

тpех pyсских князей на pеке Альте и последовавшее вслед за ним

нашествие "поганых", но советские yченые спpаведливо доказывают, что

главным было знаменитое Киевское восстание 1068 г. -- самое кpyпное

за всю пpедшествовавшyю истоpию Рyси.

Совеpшенно неподготовленным пpедыдyщим пеpиодом и потомy, на

пеpвый взгляд, неожиданным является бyквально огpомное количество

yпоминаний о скомоpохах в докyментах пеpвой половины XVI в.

Кyльминацией этого своеобpазного "интеpеса" к скомоpохам явилась

боpьба вокpyг них на собоpе 1551 г., что нашло яpчайшее отpажение в

его итоговых докyментах. Hо ведь хоpошо известно, что вся пеpвая

половина XVI в. была вpеменем активнейших, напpяженнейших

общественных конфликтов, антифеодальных выстyплений кpестьян и

посадских низов, веpшиной котоpых явилось Московское восстание 1547

г. В конце концов это стало pешающей силой, опpеделившей содеpжание

и хаpактеp знаменитых pефоpм Ивана IV и напpавление деятельности

Стоглавого собоpа.

В последyющие десятилетия yпоминания о скомоpохах становятся

единичными, но лишь до сеpедины следyющего, XVII в., когда скомоpохи

вновь пpивлекyт к себе внимание докyментов. Кyльминационной точкой

здесь является знаменитый yказ цаpя Алексея Михайловича 1648 г.,

часто называемый антискомоpошьим, yказ, котоpый, как считают многие,

нанес скомоpошествy смеpтельный yдаp. Действительно, докyмент этот

имел сеpьезное значение в сyдьбе pyсских скомоpохов. Он ознаменовал

наивысший этап боpьбы с ними, это очевидно. Hо столь же очевидна и

его связь с высшей точкой общественной боpьбы в этот пеpиод -- с

Московским восстанием 1648 г. Восстание пpоисходило в июле, а yказ

был подписан в ноябpе, и именно в это вpемя (октябpь -- декабpь 1648

г) велось самое активное пpеследование yчастников восстания.

Hо и матеpиалы Стоглавого собоpа (та их часть, где говоpится

о скомоpохах), и "Поyчение о казнях божиих" являются отpажением

боpьбы со скомоpохами, пpитом в каждом слyчае они знаменyют высший

для своего вpемени этап боpьбы, а это дополнительное свидетельство

в пользy сyществования тесной зависимости междy обостpением

классовой боpьбы и yсилением "интеpеса" к скомоpохам.

Каков же хаpактеp этой связи? Для выяснения этого необходимо

поближе пpисмотpеться к каждомy из означенных истоpических моментов

и соотнести его с тем объемом сведений о скомоpохах, котоpый

пpедоставляют нам докyменты.

Схема постpоения данной главы, когда пpеимyщественное

внимание бyдет yделено тpем важнейшим моментам в истоpии pyсского

госyдаpства и тpем соответствyющим им гpyппам докyментов, даст

возможность yвидеть pазличия междy скомоpохами pазличных

истоpических эпох и выделить, или хотя бы наметить, этапы или

пеpиоды их истоpической жизни. В значительной меpе бyдyт

использованы пpи этом и докyменты, котоpые остаются за гpаницами

тpех основных гpyпп.

http://www.bibliotekar.ru/rus/16.htm


Нас забудут не раньше чем в среду к утру)
 
ШаманычДата: Вторник, 26.05.2009, 21:10 | Сообщение # 2
Нагваль нах
Группа: Администраторы
Сообщений: 1986
Статус: Offline
Вавило и скоморохи

У цесной вдовы да у Ненилы
А у ней было цядо Вавило.
А поехал Вавилушко на ниву
Он веть нивушку свою орати,
Ишша белую пшоницю засевати:
Родну матушку хоцё кормити.
А ко той вдовы да ко Ненилы
Пришли люди к ней веселые,
Веселые люди не простые,
Не простые люди, скоморохи.
– Уш ты здрастуёш, цесна вдова Ненила!
У тя где цядо да нынь Вавило? -
– А уехал Вавилушко на ниву
Он веть нивушку свою орати,
Ишша белую пшоницю засевати:
Родну матушку хоце кормити.–
Говорят как те веть скоморохи:
– Мы пойдём к Вавилушку на ниву;
Он не идёт-ле с нами скоморошыть? –
А пошли к Вавилушку на ниву:
– Уш ты здрастуёш, цядо Вавило,
Тибе нивушка да те орати,
Ишша белая пшониця засевати,
Родна матушка тибе кормити! -
– Вам спасибо, люди весёлые,
Весёлые люди, скоморохи;
Вы куды пошли да по дороги? -
– Мы пошли веть тут да скоморошыть;
Мы пошли на инишшоё цярьсво
Переигрывать царя Собаку,
Ишше сына его да Перегуду,
Ишша зятя его да Пересвета,
Ишша доць его да Перекрасу.
Ты пойдём, Вавило, с нами скоморошыть! –
Говорило то цядо Вавило:
– Я веть песен петь да не умею,
Я в гудок играть да не горазён.-
Говорыл Кузьма да со Демьяном:
– Заиграй, Вавило, во гудоцик
А во звоньцятой во переладец;
А Кузьма з Демьяном припособит.-
Заиграл Вавило во гудоцик
А во звоньцятой во переладець,
А Кузьма з Демьяном припособил.
А того веть цяда у Вавила
А было в руках-то понюгальцё1)–
А и стало тут погудальцё;
Ишша были в руках у его да тут веть вожжи –
Ишша стали шелковые струнки,
Ишше то цядо да тут Вавило
Видит, люди тут да не простые,
Не простые люди-те, светые;
Он походит с има да скоморошить.
Он повёл их да веть домой жа.
Ишша тут цесна вдова да тут Ненила
Ишша стала тут да их кормити.
Понесла 'на хлебы-те ржаные -
А и стали хлебы-те пшоные;
Понесла 'на куру-ту варёну -
Ишша кура тут да веть взлетела,
На пецьней столб села да запела.
Ишша та вдова да тут Ненила
Ишша видит, люди тут да не простые,
Не простые люди-те, светые,
И спускат Вавила скоморошыть.
А идут скоморохи по дороги.
На гумни мужык горох молотит.
– Тобе бох помошь, да веть кресьянин,
На бело горох да молотити! -
– Вам спасибо, люди весёлые,
Весёлые люди, скоморохи;
Вы куда пошли да по дороги? -
– Мы пошли на инишьшоё цярьсво
Переигрывать царя Собаку,
Ишша сына его да Перегуду,
Ишша зятя его да Пересвета,
Ишша доць его да Перекрасу.-
Говорыл да тот да веть кресьянин:
– У того царя да у Собаки
А окол двора да тын залёзной,
А на кажной тут да на тыциньки
По целовецей-то сидит головки,
А на трёх веть на тыцинках
Ишша нету целовецих-то тут головок;
Тут и вашим-то да быть головкам.-
– Уш ты ой еси, да ты кресьянин!
Ты не мог добра нам веть (и) здумать,
Ишша лиха ты бы нам не сказывал.
Заиграй, Вавило, во гудоцик
А во звоньцятой во переладець;
А Кузьма з Демьяном припособят.-
Заиграл Вавило во гудоцик,
А Кузьма з Демьяном припособил:
Полетели голубята-ти стадами,
А стадами тут да табунами;
Они стали у мужика горох клевати.
Он веть стал их тут кицигами2) щыбати;
Зашибал, он думат, голубят-то,–
Зашибал да всех своих ребят-то.
– Я веть тяшко тут да согрешыл веть:
Ети люди шли да не простые,
Не простые люди-те, светые,–
Ишша я веть им да не молилса.-
А идут скоморохи по дороги.
А на стрецю им идё мужык горшками торговати.
– Тобе бог помошь да те, кресьянин,
Ай тибе горшками торговати! -
– Вам спасибо, люди весёлые,
Весёлые люди, скоморохи;
Вы куды пошли да по дороги? -
– Мы пошли на инишыпоё цярьсво
Переигрывать царя Собаку,
Ишша сына его да Перегуду,
Ишша зятя его да Пересвета,
Ишша доць его да Перекрасу.-
Говорыл да тот да веть кресьянин:
– У того царя да у Собаки
А окол двора да тын залезной,
А на кажной тут да на тыциньки
По целовецей-то седит головки,
А на трёх-то веть на тыцыньках
Нет целовецих да тут головок;
Тут вашим да быть головкам.-
– Уш ты ой еси, да ты кресьянин!
Ты не мог добра да нам веть здумать,
Ишша лиха ты бы нам не сказывал.
Заиграй, Вавило, во гудоцик
А во звоньцятой во переладець;
А Кузьма з Демьяном припособит.-
Заиграл Вавило во гудоцик
А во звоньцятой во переладець,
А Кузьма з Демьяном прыпособил:
Полетели куропкй с ребами,
Полетели пеструхи с цюхарями,
Полетели марьюхи с косяцями3);
Ишша стали мужику-то по оглоблям-то садитьсе.
Он веть стал тут их да бити
И во свой веть воз да класти.
А поехал мужык да в городоцик,
Становился он да во редоцик,
Розвезал да он да свой возоцик,–
Полетели куропки с ребами,
Полетели пеструхи с цюхарями,
Полетели марьюхи с косяцями.
Посмотрел во своём-то он возоцьку,–
Ишше тут у его одны да церепоцьки.
– Ой! я тяшко тут да согрешил веть:
Ето люди шли да не простые,
Не простые люди-ти, светые,–
Ишша я веть им-гот не молилса.-
А идут скоморохи по дороги.
Ишша красная да тут девиця,
А она бильё да полоскала.
– Уш ты зрастуёш, красна девиця,
На бело холсты да полоскати! -
– Вам спасибо, люди весёлые,
Весёлые люди, скоморохи;
Вы куды пошли да по дороги? -
– Мы пошли на инишыпоё цярьсво
Переигрывать царя Собаку,
Ешше сына его да Перегуду,
Ешше зятя его да Пересвета
Ешше доць его да Перекрасу.–
Говорыла красная девиця:
– Пособи вам бох переиграти
И того царя да вам Собаку,
Ишша сына его да Перегуду,
Ишша зятя его да Пересвета
А и доць его да Перекрасу.-
– Заиграй, Вавило, во гудоцик
А во звоньцятой во переладець;
А Кузьма з Демьяном припособит.-
Заиграл Вавило во гудоцик
А во звоньцятой во переладець,
А Кузьма з Демьяном припособил.
А у той у красной у девици,
А были у ей холсты-ти веть холшовы,
Ишша стали шелковы да атласны.
Говорыт как красная девиця:
– Тут люди шли, да не простые,
Не простые люди-те, светые,–
Ишша я веть им да не молилась.–
А идут скоморохи по дороги,
А идут на инишьшоё цярьсво.
Заиграл да тут да царь Собака,
Заиграл Собака во гудоцик
А во звеньцятой во переладец,–
Ишша стала вода да прыбывати:
Ишша хоцё водой их потопити.
– Заиграй, Вавило, во гудоцик
А во звоньцятой в переладець;
А Кузьма з Демьяном прыпособит.-
Заиграл Вавило во гудоцик
И во звоньцятой во переладець,
А Кузьма з Демьяном припособил:
И пошли быки-те тут стадами,
А стадами тут да табунами,
Ишша стали ваду да упивати;
Ишша стала вода да убывати.
– Заиграй, Вавило, во гудоцик
А во звоньцятой во переладець;
А Кузьма з Демьяном припособит.-
Заиграл Вавило во гудоцик,
А во звоньцятой во переладець,
А Кузьма з Демьяном прыпособил:
Загорелось инишьшоё цярьсво
И сгорело с краю и до краю,
Посадили тут Вавилушка на цярьсво.
Он привёз веть тут да свою матерь.
http://orel.rsl.ru/nettext/skazki/russian/skomar/Vavilo.htm


Нас забудут не раньше чем в среду к утру)
 
ШаманычДата: Вторник, 26.05.2009, 21:31 | Сообщение # 3
Нагваль нах
Группа: Администраторы
Сообщений: 1986
Статус: Offline
СКОМОРОХИ-ВЕСЕЛЫЕ ЛЮДИ

Древнерусские профессиональные певцы-поэты вошли в состав особого, в начале пришлого, класса населения, известного под именем скоморохов-веселых людей, с котороыми они слились в один класс. Слово "скоморох" - иностранное: одни исследователи производят его от арабского mascara (через посредство испорченного слова scamara), что значит шутка, шут; другие производят его от греческого простонародного слова skommarchos, что значит начальник (мастер) смехотворства.
Скоморохи, по-видимому, были в Византии преемниками греко-римских мимов и гистрионов. Это были бродячие актеры, музыканты, фокусники, певцы и т.д., которые обходили группами города, селения, увеселяли народ своим искусством и этим зарабатывали себе пропитание. Из Римской империи мимы и гистрионы (скоморохи) появились на Западе, где они получили название шпильманов (в германских странах) и жонглеров (во Франции). К нам скоморохи появлялись и с Запада, как показывает употребляющееся в древнерусской литературе слово "шпильман", и из Византии.
До появления в пределах Руси скоморохов элементарное театральное искусство у нас не было известно. Поэтому скоморохи, как обладатели, между прочим, особого искусства, нашли себе у нас радушный прием: без скоморохов не обходятся древнерусские пиры, свадьбы, похороны и вообще всякого рода празднества.К скоморохам постепенно примкнули туземные музыканты, певцы и пр., переняли у скоморохов их иностранный костюм, изображение которого до сих пор можно наблюдать на фресках лестницы Киево-Софийского собора или в миниатюрах новгородских рукописей. Этот костюм представлял короткую тунику с разрезными полами или длинный перетянутый поясом кафтан. Слившись с туземными представителями русского искусства, скоморохи национализировались и в продолжение многих веков сохраняют, совершенствуют и развивают ряд искусств. Искусство скоморохов у нас, как и на Западе, было очень разнообразно: они - актеры, плясуны, фигляры, певцы, музыканты; они показывают марионетки, водят медведей, играют на разнообразных инструментах: на гуслях, сурнах, домрах, дудах, трубах, гудках, лирах, свирелях, бубнах и т.д.
Скоморохи-веселые люди распадались у нас на два разряда - проезжих, т.е. бродячих, обходивших села, города, простой народ и князей, бояр, богатых людей, и оседлых, пристраивавшихся на продолжительное время при дворах наших князей, бояр и т. д. О том, что князья наши любили увеселения с пением, музыкой и т. д., мы имеем достаточно свидетельств в древнерусской литературе. Так, в летописи под 1015 г. о Святополке Владимировиче говорится: "люте бо граду тому и земли той в нем же князь юн, любяй вино пити с гуслми." Под 1135 г. сообщается, что князь Всеволод Мстиславич Новгородский "возлюби играти и утешатися". Но особенно хорошо обычай князей веселиться при помощи скоморохов отмечен преподобным Нестором в житии преподобного Феодосия Печерского. Феодосий, явившись однажды во дворец князя Святослава Ярославича, попал в разгар веселья: он увидал "многих играющих перед ним: овых гуслные гласы испускающих, иных органьные писки гласящих, иных же мусикийские, и тако всех веселящихся, якоже обычай есть перед князем." При дворах князей находилось во время пира и особое место для скоморохов - "скоморошье".
Скоморохи за свою игру-пенье щедро вознаграждались своими хозяевами. Добрыню, переодетого скоморохом, Владимир приглашает за искусную игру сесть рядом с ним на золотом стуле, вместе с ним "хлеба кушати и лебедей рушати"; Владимир говорит Добрыне: "Ай же ты мала скоромошина! За твою игру великую, за утехи твои нежные без мерушки пей зелено вино, без рассчету получай золотую казну".
Находя радушный прием среди княжеско-дружинного класса населения и у простонародия, скоморохи встречали противодействие со стороны духовентсва. Преподобный Феодосий, застав у Святослава Ярославича веселье, поник головой и сказал князю: "так ли будет на том свете"? Это замечание подействовало на князя, и он распорядился прекращать игру на то время, когда во дворце будет Феодосий. На всякого рода увеселения наше духовенство, под влиянием византийского аскетизма, смотрело, как на нечто "бесовское", "богомерзкое", считая веселье противным христианскому учению. Особенно такой взгляд должен был проводиться духовенством в отношении к увеселениям, которые связывались с чертами языческого быта. Митрополит Иоанн запрещал монахам и белому духовенству присутствовать на пирах с того момента, как начиналось играние, плясание, гудение. Кирилл Туровский порицает "плясание, еже на пиру, на свадьбах и в навечерницах". Кирилл, митрополит Киевский (половина XIII в.), перечисляя мытарства, называет следующие проступки: "плясание на пирах... и басни бающе; сопели сатанинские". В "Домострое" (XVI в.) о пире, сопровождаемом музыкой, танцами и весельем, так говорится: "И аще начнут... смехотворение и всякое глумление или гусли и всякое гудение и плясание и плескание и всякие игры бесовсие, тогда, якож дым отгонит пчелы, тако-жь отыдут ангели Божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут". О пире Иоанна Грозного князь Курбский говорит: "царь Иоанн, упившись, начал со скоморохами в машкарах (масках) плясать и сущие пирующие с ним".
http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/druzhina3.htm#top


Нас забудут не раньше чем в среду к утру)
 
Форум » Общий раздел » Русская Цивилизация » Русские скоморохи (Русские скоморохи)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Рейтинг@Mail.ru