Предварительные результаты Чтобы подвести некоторый итог предыдущим рассуждениям, попытаемся кратко сформулировать основные результаты.
В произвольной замкнутой системе, состоящей из взаимодействующих объектов, на “фундаментальном уровне” (в пространстве состояний максимальной размерности) все объекты – квантовые (нелокальные), они составляют единое целое, которое существует вне времени и пространства, и любые изменения в какой-то одной подсистеме в тот же самый момент времени сказываются на всех остальных частях системы. Каждая подсистема имеет “полное знание” (максимальную информацию в случае максимально-запутанного состояния) обо всех остальных частях системы, т.е. о системе в целом.
Если мы хотим узнать, какой вариант классической реальности наш объект (выделенная подсистема) “видит” вокруг себя, мы должны выяснить, в каком энергетическом диапазоне этот объект взаимодействует с окружением. Затем мы должны “спуститься” из ГП максимальной размерности (общего для всех квантовых объектов) в ГП меньшей размерности, которая определяется числом различных состояний в данном интервале энергий взаимодействия. Здесь мы уже можем вводить локальные классические характеристики объекта, а, следовательно, и метрику пространства-времени того классического мира, который объект воспринимает вокруг себя. После этого мы можем устанавливать количественные соотношения между физическими величинами, характеризующими локальные объекты этого элемента реальности (классическая физика). Точность такого локального описания будет тем выше, чем сильнее энергия взаимодействия, т.е. чем дальше мы отошли от исходного ГП (чем больше энергия, тем меньше число различных состояний, соответствующих этому уровню энергии). Точность локального описания будет падать, если мы переходим к описанию более слабых взаимодействий.
Научные результаты последних лет масштабны и значительны. Они не сводятся к тем однодневным научным сенсациям, о которых иногда трубит пресса, и которые на следующий день забываются. Речь идет об огромной совокупности экспериментальных и теоретических исследований в области квантовой механики, которые постепенно складываются в принципиально новый и чрезвычайно эффективный инструмент познания окружающей действительности. С помощью этого квантового инструмента ученые сейчас делают лишь первые неуверенные “надрезы” на теле Реальности, но уже то малое, что удалось увидеть, говорит о многом…
Значение этих достижений трудно переоценить. Всех последствий сейчас невозможно себе представить. Самое малое, что можно сказать в самых общих чертах – это то, что постепенно произойдут коренные изменения не только в естествознании, но и в мировоззрении всего человеческого сообщества. Все существующие представления об окружающем нас мире станут качественно другими.
И это не просто слова. За ними стоят результаты физических экспериментов, проведенных за последние годы, которые уверенно подтверждают наличие квантовой запутанности в макроскопических системах. Одна из последних таких экспериментальных работ недавно была опубликована в Nature [6], и небольшой комментарий к этой работе, где затрагиваются философские вопросы, связанные с нелокальными квантовыми корреляциями в макромире [7].
Такие же далеко идущие выводы о предстоящих глубоких изменениях в обществе, сегодня все смелее делают многие специалисты по квантовой теории. В качестве примера можно привести отдельные выдержки из типичного для нынешней ситуации объявления о проведении международного научного симпозиума [8]. В этом тексте чувствуется даже некоторая растерянность в преддверии грядущих потрясений. Согласитесь, не так часто сегодня можно услышать согласованное мнение ведущих ученых об “экстраординарных достижениях” в физике. О тех физических экспериментах, которые “затрагивают фундаментальные философские проблемы”, и которые ведут к “очень глубокому изменению в нашем понимании физической действительности”. Ученые призывают объединить усилия специалистов из самых различных областей: физиков, математиков, философов и др., для того чтобы всем вместе осмыслить новые результаты, выработать согласованную точку зрения и решить, что же делать дальше в этой непростой ситуации. “Очевидно, время для такого согласия наступило – экспериментальный успех может сфокусировать всеобщие усилия в этом направлении, что раньше не могло иметь место”.
Возможно, все эти заявления кому-то покажутся слишком преувеличенными. Не исключаю, что сомнения будут вызваны тем обстоятельством, что у многих термин “квантовая теория” вызывает лишь смутные ощущения некой узкоспециальной теории, которая разработала сложный математический аппарат только для того, чтобы получить незначительные поправки к описанию физических явлений, которые в целом и так хорошо описываются классической физикой. И полезна она бывает только для описания микрочастиц, где без нее никак не обойтись. По аналогии с тем, что при скоростях, близких к скорости света, тоже нужно вводить некоторые релятивистские поправки. Многим все это кажется таким далеким от нашей повседневной жизни, что об этом даже задумываться не стоит. Якобы, это нас не затрагивает никоим образом, и пусть над этим ломают голову ученые, глядишь, придумают очередное устройство, какую-нибудь новую “цацку”, полезную в повседневной жизни. И если в отношении теории относительности я бы согласился с такой точкой зрения, то в отношении квантовой механики позвольте сделать неожиданное заявление: “Квантовая теория – сейчас самая необходимая вещь для каждого из нас, и отсутствие знаний в этой области ничем восполнить не удастся”. В качестве подтверждения этих слов приведу полушутливую фразу, которую взял в качестве эпиграфа к одной из своих работ [9] A. Cabello:
“Человек, который знает квантовую механику, отличается от того, кто ее не знает, гораздо сильнее по сравнению с тем отличием, которое имеет человек незнающий квантовой механики от человекообразной обезьяны.”
( http://www.quantmagic.narod.ru/volumes/VOL112004/p1101.html )M. Gell-Mann, at the annual meeting of the American Association for the Advancement of Science, Chicago 11 Feb. 1992. Reported in T. Siegfried, The bit and the pendulum. From quantum computing to M theory- The new physics of information, Wiley, New York, 2000., pp.177-178
Может показаться, что это утверждение слишком сильное, и оно смахивает на глупую шутку, но в каждой шутке, как говориться, есть доля истины… Эту фразу можно воспринимать как призыв к каждому из нас обратить самое пристальное внимание на квантовую механику, и если не изучать ее профессионально, то хотя бы быть в курсе ее последних достижений.
Действительно, представления об окружающей реальности человека, который достаточно хорошо знаком с современными результатами квантовой физики, могут отличаются от общепринятых взглядов гораздо сильнее, чем обычные представления отличаются от представлений приматов.
Но дело не только в этом. Основная ценность квантовой теории заключается в том, что она может служить мощным и эффективным инструментом познания окружающей реальности для каждого из нас, а не только для ученых с их хитроумными экспериментальными установками. Жалкие разрозненные крохи всей совокупной мощи этого Инструмента с большой буквы все мы неоднократно встречали при упоминании о “невероятных” религиозных чудесах, читая о различных древних магических практиках, сталкиваясь с возможностями, которые предоставляют современные эзотерические школы и техники.
Эзотерика
Может возникнуть закономерный вопрос, а в чем, собственно, преимущество квантового подхода по сравнению, например, с теми навыками и теми возможностями, которые может дать какая-нибудь сильная эзотерическая школа?
Попробую пояснить на примере. В старые добрые времена существовало много искусных мастеров, которые на основе тонкостей и секретов, которые им оставили учителя, а также путем собственных проб и ошибок, могли создавать замечательные изделия. Например, оружие из сплава, секрет которого знали только они. Такие мастера передавали свои секреты из поколения в поколение. Но коренным образом все изменилось, когда наука достигла такой ступени развития, когда стала способной заранее предсказывать свойства получаемых материалов, в зависимости от соотношения исходных компонентов, и появилась возможность получать, например, сплавы с заранее заданными свойствами, что было невозможно сделать раньше. Таким образом, когда появилась надежная количественная теория, произошли серьезные качественные изменения и нужда в мастерах, с их секретами, отпала. Естественно, что процесс этот занял достаточно много времени, очевидно также, что отдельные секреты древних мастеров были утеряны, но в целом прогресс неоспорим, и сегодня каждый из нас имеет свободный доступ к огромному количеству “секретов”, и по существующим технологиям может изготовить такие материалы, которые и не снились нашим предкам.
Аналогичная ситуация с квантовой теорией. В отличие от множества мелких эзотерических “мастерских”, с их отдельными домашними заготовками и наработками, полученными методом проб и ошибок, квантовая механика является количественной теорией, способной предсказывать результаты тех или иных эзотерических практик и моделировать необходимые последовательности действий, ведущие к нужному результату.
Религия
Квантовая теория, как и наука в целом, – это общечеловеческое достояние, и результаты этой теории могут взять на вооружение не только эзотерические школы, но и религиозные конфессии. Последние результаты квантовой механики могут стать прочным теоретическим фундаментом и серьезным научным обоснованием религиозной веры. Я, как человек православный и живущий в России, например, был бы заинтересован в укреплении православной веры в России, в привлечении в церковь новых членов и в расширении влияния нашей церкви. И при решении этих задач, научный фундамент, лежащий в основании веры, стал бы играть немаловажную роль.
В настоящее время многие считают религию и религиозную веру чем-то вроде пережитка, основанного на примитивных представлениях об окружающем нас мире. Или думают, что вера – это своего рода бизнес, где делают деньги на нашем невежестве, и “клюют” на это лишь малограмотные бабули, которые по своей глупости несут денежку священникам.
Но ситуация может резко измениться и повернуться на сто восемьдесят градусов. В свете современных представлений квантовой теории, религия и церковь могут быть представлены как современные технологии, основанные на самых последних научных достижениях теории запутанных состояний, теории декогеренции и квантовой теории информации. И что немаловажно – эти религиозные “технологии” чрезвычайно надежны и отработанны веками. Такой подход может коренным образом изменить отношение к церкви большинства населения. Простое осознание того факта, что религиозная вера работает на тех же физических принципах, что и квантовый компьютер, способно стать настоящим потрясением для общества.
Прошу понять правильно, я ничуть не умоляю нравственные и духовные основы, которые по умолчанию остаются для меня фундаментом и основой веры. Я лишь отмечаю те новые тенденции, которые могут помочь нашей православной вере.
На месте наших православных церковных иерархов (прошу прощения за такую дерзость), я бы сейчас принял срочные меры для создания специализированного научного отдела из толковых ребят-физиков, которые бы стали “прорубать” квантовую механику, вплоть до того, что необходимо самым внимательнейшим образом следить за всеми свежими научными публикациями в этой области. Ситуация сейчас развивается очень стремительно, и как бы наша церковь не оказалась в неудобном положении, когда она будет “не в курсе” того, что квантовая физика уже построила прочную и надежную “научную базу” религиозной веры. Слова “научную базу” беру в кавычки. Естественно, что взгляд на религию и веру человека в Бога, как некое “ответвление” науки, новое научное “направление” – слишком примитивный и легкомысленный, и необходим более серьезный и глубокий подход к обсуждению данных вопросов.
Философия
Древние философы хорошо понимали, что такое философия, и для чего она нужна человеку. К сожалению, современные “философы” уже давно оторвались от своих корней и совершенно забыли, с какой целью люди занимались философией. Что странно, все вроде бы читали, например, “Федон” Платона, который практически целиком посвящен объяснению, что же такое “философия”, и кого можно назвать “истинным философом” (термин Платона).
Приведу несколько цитат из “Федона”. Лучше, конечно же, полностью перечитать это произведение. Каждый, кто считает себя философом, может сопоставить, вправе ли он называть себя истинным философом, и философией ли он вообще занимается?
«- А очищение - не в том ли оно состоит (как говорилось прежде), чтобы как можно тщательнее отрешать душу от тела, приучать ее собираться из всех его частей, сосредоточиваться самой по себе и жить, насколько возможно, - и сейчас и в будущем - наедине с собою, освободившись от тела, как от оков?
. . .
- Освободить же ее, - утверждаем мы, - постоянно и с величайшею настойчивостью желают лишь истинные философы, в этом как раз и состоят философские занятия - в освобождении и отделении души от тела.
. . .
Тем, кто стремится к познанию, хорошо известно вот что: когда философия принимает под опеку их душу, душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве. Видит философия и всю грозную силу этой тюрьмы: подчиняясь страстям, узник сам крепче любого блюстителя караулит собственную темницу. Да, стремящимся к познанию известно, в каком положении бывает их душа, когда философия берет ее под свое покровительство и с тихими увещаниями принимается освобождать, выявляя, до какой степени обманчиво зрение, обманчив слух и остальные чувства, убеждая отдаляться от них, не пользоваться их службою, насколько это возможно, и советуя душе сосредоточиваться и собираться в себе самой, верить только себе, когда, сама в себе, она мыслит о том, что существует само по себе, и не считать истинным ничего из того, что она с помощью другого исследует из других вещей, иначе говоря, из ощутимых и видимых, ибо то, что видит душа, умопостигаемо и безвидно. Вот то освобождение, которому не считает нужным противиться душа истинного философа, и потому она бежит от радостей, желаний, печалей и страхов, насколько это в ее силах, понимая, что, если кто сильно обрадован, или опечален, или испуган, или охвачен сильным желанием, он терпит не только обычное зло, какого и мог бы ожидать, - например, заболевает или проматывается, потакая своим страстям, - но и самое великое, самое крайнее из всех зол и даже не отдает себе в этом отчета.
. . .
у любой радости или печали есть как бы гвоздь, которым она пригвождает душу к телу, пронзает ее и делает как бы телесною, заставляя принимать за истину все, что скажет тело. А разделяя представления и вкусы тела, душа, мне кажется, неизбежно перенимает его правила и привычки, … она всегда отходит, обремененная телом, …. Так она лишается своей доли в общении с божественным, чистым и единообразным.
. . .
- Да, душа философа рассуждает примерно так, как мы говорили, и не думает, будто дело философии - освобождать ее, а она, когда это дело сделано, может снова предаться радостям и печалям и надеть прежние оковы, наподобие Пенелопы, без конца распускающей свою ткань. Внося во все успокоение, следуя разуму и постоянно в нем пребывая, созерцая истинное, божественное и непреложное и в нем обретая для себя пищу, душа полагает, что так именно должно жить, пока она жива, а после смерти отойти к тому, что ей сродни, и навсегда избавиться от человеческих бедствий. Благодаря такой пище и в завершение такой жизни, Симмий и Кебет, ей незачем бояться ничего дурного, незачем тревожиться, как бы при расставании с телом она не распалась, не рассеялась по ветру, не умчалась неведомо куда, чтобы уже нигде больше и никак не существовать.»
Таким образом, философия воспринималась основоположниками как чисто практическое занятие с вполне конкретной целью. С точки зрения квантовой механики я бы сказал, что философия – это стремление построить свою жизнь в соответствии с законами квантовой теории. И современные результаты квантовой механики говорят о том, что “истинные философы” во многом были правы и поступали очень даже разумно.
Одним из вечных философских вопросов считается вопрос о жизни и смерти. Многие в настоящее время считают, что они прекратят свое существование со смертью физического тела. Поэтому не имеет никакого значения, какой образ жизни ты ведешь – смерть, мол, все равно всех уравняет.
Но расплата, цена за такое легкомысленное отношение к своей жизни столь велика, что если бы была хоть самая малейшая вероятность дальнейшего существования души после смерти физического тела, любой разумный человек тысячи раз перестраховался бы и очень осмотрительно относился к своим поступкам, чтобы избежать страшных последствий.
Между тем, как сейчас можно уже твердо сказать, что вероятность существования души после смерти физического тела вплотную приблизилась к единице. Квантовая механика подтверждает, что весь окружающий нас классический мир (и наше физическое тело, как его часть) – не есть основа Реальности. Реальность намного глубже и богаче, чем мы можем себе помыслить в самых светлых и самых ужасных картинах самого богатого воображения. Поэтому результаты квантовой теории могут оказать существенное влияние на мировоззрение человека и способны коренным образом изменить его отношение к своим помыслам и поступкам в нашем “плотном” мире.
Здесь будет уместна цитата из того же "Федона": "Если бы смерть была концом всему, она была бы счастливой находкой для дурных людей: скончавшись, они разом избавлялись бы и от тела, и – вместе с душой – от собственной порочности. Но на самом-то деле, раз выяснилось, что душа бессмертна, для нее нет, видно, иного прибежища и спасения от бедствий, кроме единственного: стать как можно лучше и как можно разумнее. Ведь душа не уносит с собою в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни, и они-то, говорят, доставляют умершему либо неоценимую пользу, либо чинят непоправимый вред с самого начала его пути в загробный мир".
Квантовомеханический подход имеет еще одно важное преимущество по сравнению с чисто-логическими философскими рассуждениями. То, что имеет в философии зыбкое логическое обоснование, обретает в квантовой теории конкретное физическое наполнение, часто более емкое по сравнению с философским содержанием.
В качестве примера попробуем сопоставить какое-нибудь квантовомеханическое понятие с философским термином. Поскольку мы много говорили о чистом запутанном состоянии Универсума (ЧЗСУ), давайте, сравним его с “Единым” Платона.
Платон в “Пармениде” путем логического рассуждения приходит к выводу: “ Не правильно ли будет сказать в общем: если единое не существует, то ничего не существует?”. Единое связано с единицей (как числом). Платон исходил из предположения, что множественное произошло от единого (которому можно сопоставить единицу, как число). Это находится в полном соответствии с КМ подходом, согласно которому Единому можно сопоставить вектор состояния (в случае замкнутости), квадрат амплитуды которого, т.е. вероятность, равна единице. Таким образом, все множественное получается разбиением единицы на части и в своей полной совокупности дает единицу. Т.е. вся “числовая сфера”, получается из Единицы. Пишу с большой буквы, т.к. затем при локализации объектов, получаются свои маленькие единицы, которые относятся уже к “проявленным” локальным объектам, поскольку их также часто (в классическом приближении) считают целостными (квазизамкнутыми) “единицами”.
Напомню, что для замкнутой системы квантовомеханическое описание – полное, отсюда можно сделать вывод, что ЧЗСУ – более емкое понятие, чем “Единое” у Платона. Если под Единым он понимал совокупность идей, идеальных форм, сущности вещей, которые присущи только нашему проявленному миру, т.е. все то о чем человек, как часть этого мира, может (или сможет) помыслить, тогда ЧЗСУ, действительно, – более общее понятие, поскольку оно включает в себя “идеи”, которые могут существовать во всех остальных мирах, о которых человек никогда не сможет помыслить, и которые могут даже никогда не реализоваться в классическом виде. В этом отношении ЧЗСУ – совокупность всех возможных Единых, и Единое Платона – лишь очень незначительная часть ЧЗСУ, поскольку оно тогда соответствует лишь одному конкретному варианту реализации вектора состояния из огромного числа других возможных вариантов.
Таким образом, ЧЗСУ – это ЕДИНОЕ ВСЕХ ЕДИНЫХ, и на этом фоне все остальные метафизические концепции “мира идей” кажутся уже мелкими и незначительными по сравнению с совокупной мощью квантовомеханического подхода.
Если взглянуть на вопрос терминологии чуть шире, то можно констатировать, что язык философии с его примитивными бытовыми терминами, с ограниченным запасом слов и понятий, не предназначен для описания сложных и фундаментальных процессов в окружающей нас Реальности. Философам приходится постоянно расширять немногочисленные понятия языка нижнего уровня, чтобы объяснить сложные вещи, для которых нет подходящих терминов, поэтому получается путаница – поскольку каждый расширяет эти понятия по-своему. К тому же приходится каждый раз объяснять заново, что же обозначает данное понятие в каждом отдельном случае. Не случайно во все века философам приходилось писать огромное число томов, чтобы простыми словами объяснить Реальность.
Часто объяснения философов напоминают разговор маленьких детей, которые, зная пять слов, пытаются объяснить друг другу, что такое электрический ток в розетке. Как мы понимаем, ничего путного они сказать друг другу не смогут, пока не изучат физику. Между тем, как в квантовой механике есть уже много общепринятых понятий, которые позволяют вести более осмысленный разговор о фундаментальных вопросах Бытия.
Я утверждаю простую вещь, что, используя язык более высокого уровня, многочисленные тома философов можно уместить в одной фразе.
Могу предложить такую компьютерную аналогию. Можно написать программу на ассемблере, но она будет очень громоздкой и трудно-читаемой (понимаемой), однако можно тот же результат получить, используя язык программирования более высокого уровня (С++). И в этой программе уже можно будет выделить основные блоки и увидеть структурную организацию программы, что практически невозможно было сделать в огромной “простыне” ассемблерных кодов. При этом мы понимаем, что в конечном итоге программа сводится к выполнению машинных кодов, т.е. она “манипулирует” истинными Именами вещей.
Можно призвать: “Давайте изучим машинные коды, и мы сможем понять, управлять и изменять программу по своему усмотрению”. Все философы, эзотерические школы и религиозные течения так и поступали. Ничего плохого я здесь не вижу – это одно из решений. Но успех здесь может быть только эпизодический и очень незначительный, поскольку при таком подходе из сложного “машинного кода” удается “расшифровать” только отдельные “вырванные” строки. А самостоятельно написать достаточно сложную программу, ведущую к нужному результату, становиться практически невозможно, и сопряжено это с героическими усилиями.
Я замечаю, что существует более эффективное решение. Имеет смысл воспользоваться языком программирования более высокого уровня, тогда мы сможем одним щелчком мыши исполнять сотни страниц машинных кодов, которые раньше нам бы пришлось набирать вручную. Язык квантовой механики, как и язык программирования высокого уровня, “концентрирует” в одном операторе, в одной фразе сотни и тысячи более простых имен вещей, выстраивает их в определенном порядке и определяет их “поведение” по отношению друг к другу.
Попробую пояснить на примере. ЧЗСУ, как более “емкое” понятие, невозможно выразить одним словом языка более низкого уровня. ЧЗСУ это и Абсолютная Пустота (Ничто) (нет локальных объектов), и Абсолютная Полнота (есть Все в виде нелокальной суперпозиции), это и Бог, как Творец, как Единый Источник всей классической реальности. Это и Слово, как “инструмент” создания локальных объектов. Это и Свет (для несепарабельных составных частей системы), это и Тьма (для сепарабельных подсистем). Это и Хаос (равномерное распределение энергии), это и Благо (отсутствие потоков энергии). Этот список можно продолжать очень долго. Таким образом “слово” ЧЗСУ имеет более глубокий смысл, чем другие, более простые “слова”. Оно “вмещает” в себя большое количество простых слов, и не просто включает, а выстраивает целую систему отношений между этими простыми словами, объясняя, например, как возникают локальные объекты окружающей нас реальности из нелокального состояния. Более того, поскольку ЧЗСУ является системой нелокальных объектов, т.е. чистой информацией обо всех возможных объектах (совокупность идей, образов и т.д.), можно считать ЧЗСУ личностью, потому что личность – это тоже совокупность мыслей, слов, идей, образов и т.п., которые “принадлежат” одной системе, например, каждому из нас. Здесь мы также видим пересечение с религиозными представлениями о Боге, как отдельной личности.
И еще, что немаловажно, в отличие от других “языков программирования”, квантовая теория подтверждается на экспериментах, и это доказывает, что ЧЗС – это не плод нашего воображения, чем часто грешат философы и эзотерики, придумывая свой “язык программирования”, с огромными “глюками”. Квантовая теория постоянно “тестируется” физическими экспериментами, подтверждающими, что она описывает именно Реальность. Реальность, которой можно “манипулировать” не только изучая примитивные “машинные коды”, но и с помощью более продвинутых и эффективных “инструментов”.
Попытка объяснить что-либо “на словах”, т.е. из чисто-логических соображений, как можно увидеть из истории, не ведет к массовому признанию этого факта и изменению в общественном сознании. Например, можно сколь угодно долго и убедительно логически доказывать объективность существование электрического тока, но люди, которые никогда не видели, как работают электрические приборы, в лучшем случае, воспримут эти слова как красивую сказку.
Тот же Платон в “Федоне” сделал попытку логически обосновать бессмертие души (“Четыре доказательства бессмертия души”), но эти доказательства убедили, увы, не многих. Даже религия, хоть и продвинулась в этом направлении гораздо дальше, однако и она не смогла привести к коренному и необратимому изменению в общественном сознании по этому вопросу. Написано огромное количество литературы, логически обосновывающей бессмертие человеческой души, но, к сожалению, все меньше и меньше людей (особенно в последнее время) которые верят этим доводам.
Я вижу один наиболее надежный способ, который может окончательно и бесповоротно изменить общественное мнение и убедить всех, например, в том же бессмертии души. С моей точки зрения квантовая механика способна решить этот вопрос, развивая новые технологии и разрабатывая технические устройства, основным рабочим ресурсом которых являются нелокальные квантовые корреляции.
http://www.fund-intent.ru/science/scns035.shtml