С.И. Доронин
Я попытался набросать методику, которая в какой-то степени могла бы помочь в исследовательской работе по количественной оценке эффектов квантовой корреляции среди группы участников.
Исходил я из того, что методика должна быть простой, всем понятной, легко реализуемой, и к тому же давала бы достаточно надежные количественные оценки. Цель проекта: отработать методику количественной оценки квантового канала связи между участниками вероятностными методами.
Задача: сравнить (количественно) эффективность квантовых каналов различного типа и указать оптимальный способ создания когерентной команды (квантовой “сонастройки” группы участников).
То, что нелокальные корреляции между людьми объективно существуют, я думаю, здесь никого убеждать не надо. И цель, которая ставится в данном проекте, направлена не на то, чтобы доказать их существование всем “неверующим”. Все равно оппоненты найдут слабые места в методике и не смогут принять выводы о наличии квантового канала связи.
Работа нацелена на то, чтобы отладить методику, способную надежно определять, есть корреляции, или нет.
Но более интересная, на мой взгляд, задача, которая может быть поставлена в рамках данного проекта – это проверка и сопоставление самых различных способов, которые могут быть использованы для квантовой “сонастройки” участников. И, как следствие, становится возможным поиск и разработка новых, более эффективных (оптимальных), способов квантовой корреляции группы участников.
Обращаю особое внимание, что речь идет о количественных методах – сравниваться будут цифры, а не чьи-то личные мнения, ощущения или предпочтения.
Описание методики
Начать можно с наиболее простой методики, которая в дальнейшем может усложняться. Суть ее заключается в том, чтобы вероятностными методами показать наличие (или отсутствие) квантового канала связи между двумя и более участниками.
Самый простой вариант – когда один участник загадывает элемент из некоторого заданного набора, а другие пытаются “уловить” этот образ путем сонастройки с “источником сигнала” по квантовому каналу связи.
Речь идет о сравнении вероятностей правильных ответов, даваемых участниками, с ответами, которые даются генератором случайных чисел. Если есть квантовые корреляции, то математическое ожидание правильных ответов у наших игроков будет меньше математического ожидания случайной величины.
Простыми словами, наличие квантового канала помогает чаще (за меньшее число попыток) получать правильный ответ, по сравнению с классическими игроками, между которыми отсутствуют корреляции. В идеальном случае максимальной квантовой корреляции правильный ответ всегда будет даваться с первого раза.
Таким образом можно ввести количественную характеристику, характеризующую эффективность квантового канала связи. Она будет изменяться от нуля (когда правильные ответы соответствуют случайным угадываниям), до единицы, когда правильный ответ всегда дается с первой попытки в данной серии экспериментов.
Базовые элементы
В качестве набора элементов (образов), подлежащих трансляции и угадыванию, я предлагаю взять характерные образы животных. Для начала можно взять пять образов, например:
Слон
Лев
Медведь
Антилопа
Обезьяна
Образы животных обладают тем преимуществом, что их можно “нагружать” эмоциональной составляющей с характерными чертами этих животных – теми представлениями о них, которые у нас сложились, в том числе на основе книг, кинофильмов, сказок и мультиков. Например:
слон – массивный, неповоротливый, но сильный и мощный, добрый и умный;
лев – царь зверей, благородный, сильный;
медведь – увалень, лежебока, неуклюжий, простодушный, незлобивый и незлопамятный, если его растормошить проявляет недюжинную силу и упорство.
антилопа – грациозная, красивая, стремительная, быстрая, пугливая, резко срывается с места;
обезьяна – веселая, озорная, остроумная, умная, изобретательная и изворотливая.
Если у кого есть замечания по образам и дополнительные характеристики, или кто хочет предложить образы других животных, то, пожалуйста. Необходимо как можно лучше согласовать набор образов и их характеристики, чтобы они всех устраивали, и восприятие этих образов было для всех одинаковым и однозначным.
Желательно, чтобы это были животные, обладающие некоторым характерным внешним признаком (хобот, грива, густая шерсть, рога и т.д.), отличающим их от других животных из набора, а также ярко выраженными индивидуальными чертами характера. Желательно также ограничиться животными с положительными характеристиками.
Практическая реализация проекта
Проект можно начинать с наиболее простого случая изучения парных корреляций. Организуются пары участников. Они обговаривают между собой порядок проведения эксперимента, согласовывают время, договариваются, кто будет транслировать, а кто отгадывать образы и т.д.
Чтобы исключить личные предпочтения, животное выбирается генератором случайных чисел. Тот, кто транслирует (или ведущий), запускает один раз программу (описание см. ниже), и по первому числу определяется животное, образ которого будет транслироваться. Программа выдает пять чисел, от 1 до 5, каждому числу соответствует свой “зверь” по согласованному и утвержденному списку, который в дальнейшем не меняется. Например, если на первом месте в ряду из пяти чисел будет стоять 3, то нужно загадывать “медведя” и т.д.
Естественно, что тот, кто работает в паре, не должен знать, какой образ транслируется и пытается определить, почувствовать, угадать его. На форуме он сообщает свои ответы, а тот, кто транслировал образ, отвечает лишь “да” или “нет”. Таким образом определяется, с какой попытки получен правильный ответ. После того, как ответ получен, ведущий запускает программу и определяет, с какой попытки угадал генератор случайных чисел (номер позиции нужного числа в ряду из пяти чисел), и результат также сообщается на форуме.
После этого животное меняется (снова выбирает генератор) и делается следующая попытка. Таким образом набирается статистика из нескольких попыток угадывания в одной серии экспериментов. Чем больше сделано попыток, тем более точным будет вывод о наличии или отсутствии корреляций. Для одной серии желательно сделать не менее 25 попыток.
Результаты каждой серии экспериментов обрабатываются статистическими методами, и определяется количественная величина, характеризующая меру квантовой корреляции данной пары участников. Сделать это можно аналитически, не используя данные, выдаваемые генератором случайных чисел, но мне кажется, соревноваться с этим “классическим игроком” будет интереснее и выглядит это более наглядно.
http://quantmag.ppole.ru/oldforum/topic.php?forum=8&topic=1